«Препятствия выходу на новые рынки всегда находятся в голове»: Опыт глобализации компании «СиСорт»

Несколько лет назад барнаульская компания «СиСорт» стала продавать оборудование для сортировки в Германию, а затем и ещё в два десятка стран мира. О том, как российская компания становилась глобальной, наплевав на стереотипы, слушателям программы Экспортёры 2.0 рассказал её директор Максим Савинков.

До «СиСорт» Максим занимался производством подсолнечного масла. Чтобы сделать свой бизнес эффективнее, в 2007 году предприниматель решил закупить иностранное оборудование для автоматизации сортировки семян подсолнечника.

Подобный аппарат был найден в Китае, однако, даже сами продавцы выразили сомнение в том, что их продукция подойдёт россиянам. Машина была спроектирована для риса, а настраивать её на сортировку семечек подсолнуха и отсеивание их от мусора создатели не умели.

Однако, переналадка удалась Максиму, имеющему диплом инженера информационно-измерительной техники. При том удалась так успешно, что выработка выросла тридцатикратно. Некоторое время СиСорт занималась реализацией китайских сортировщиков, внося усовершенствования под нужды покупателей. Через пару лет такой деятельности пришло понимание, что на основе собственных решений можно создать рабочее оборудование.

На сегодняшний компания Максима произвела уже более 1,000 сортировочных автоматов, работающих по принципу светоразделения, две трети которых работают в России, а остальные экспортированы в 26 стран мира. По собственным подсчётам компания каждый день «дарит россиянам стакан зубов», так как ежечасно оборудование СиСорт перебирает от мусора и камешков 2,000 тонн каш, предотвращая незапланированные походы к стоматологам.

Шаги к глобализации.

Если компания долго и успешно растёт, а её сотрудники постоянно развиваются, то в какой-то момент она неизбежно достигнет потолка на родном для себя рынке. В этом случае для неё открывается прямая дорога в экспортёры.

В 2013 году Максим обучался на президентской образовательной программе и поехал на стажировку в Германию. Изучив немцев и их деловую культуру, он понял, что при определённом старании в этой стране найдётся место и для его бизнеса. Бизнесмен припомнил, как партнёры говорили ему: «Можно заходить во все европейские страны по отдельности, а можно выйти в Германию и попасть на остальные рынки региона».

В 2014 году Максим создал в компании отдел внешнеэкономической деятельности, а уже через год повёз продукцию в Германию на промышленную выставку. Ни перевозчики, ни таможенники не могли поверить, что российский предприниматель везёт предлагать немцам своё оборудование. Однако за неделю выставки ему удалось заключить три контракта и продать все привезённые сепараторы компании, сортирующей травы для ликёра Ягермайстер.

Из этой поездки предприниматель вынес, что все барьеры, препятствующие выходу на новые рынки находятся в головах сомневающихся, а глобальной можно сделать любую компанию. Всякая деятельность по своей сути практически одинакова в разных странах. Поэтому если ты менеджер по продажам – продавать ты будешь одинаково и в России, и в Германии, а если ты шахтёр, то будешь добывать уголь сходными способами и на Кузбассе, и в Пенсильвании.

Если деятельность человека во всём мире по сути одинакова – одинаковы и проблемы людей в разных странах. Поэтому, если создать продукт, решающий какую-то проблему в России, то его можно будет применять и во Франции, и в Перу, и в Китае. Это понимание подталкивает к созданию продукта сразу с глобальным заделом, особенно учитывая возможности, открывающиеся с внедрением новых цифровых инструментов.

Понимая, какую пользу для международного развития компании принесло обучение в Германии, Максим стал ещё усерднее искать возможности для повышения квалификации и поиска новых идей для образовании. Он не только сам окончил ряд программ для предпринимателей, таких как СКОЛКОВО Практикум и Practicum Global Shift, но и отправил на обучение многих своих сотрудников. Подобные программы способствуют появлению новых деловых связей и уроков от людей, уже сталкивавшихся с подобными вызовами.

«Каждое наше зёрнышко – фотомодель»

Когда Максим начинал сортировочный бизнес, то он думал, что его компания – это обычная фирма по продаже оборудования. Однако, по мере роста продаж СиСорт всё больше фокусировалась на продаже услуг по сортировке, а сейчас постепенно переходит к управлению качеством продукции.

За час каждый аппарат может сортировать около 100 млн. зерен. При этом каждое зёрнышко фотографируется, а затем изучается (сейчас этот процесс позволяет анализировать форму зерён, но уже ведётся работа по изучению содержания в них питательных веществ, воды и так далее). Это позволяет понять качество всей партии зерна, а значит и свойства конечного продукта.

Тот факт, что компания продала более тысячи аппаратов в разные страны мира, открывает возможности собирать воедино информацию со всего оборудования посредством облачных сервисов и изучать уже не просто отдельные поставки, а целые отрасли.

Контакт со всеми аппаратами открывает и возможность для воплощения новых решений. Например, «Система мониторинга и управления фотосепараторами» (СМУФ) по завершении своего внедрения позволит понимать износ оборудования и ремонтировать его до поломки. А программа «Электронный технолог» позволит масштабировать лучшие практики настройки оборудования для получения оптимального результата.

—–

Технологии фотосепарации могут применяться не только для работы с крупами и орехами, а значит в них заключён серьёзный неисследованный потенциал. Например, сейчас в России нарождается отрасль мусоропереработки и для неё понадобится много сортировочных мощностей. Так как проблема экологии актуальна для всего мира, то и решения, которые СиСорт сможет предложить формирующемуся рынку, будут востребованы на глобальном уровне.