Как цифровизовать торговлю и логистику сельхозпродуктов?

Зерновые и масличные культуры – едва ли не самые древние спутники человека. Но даже для них растет влияние цифровых процессов, меняющее принципы бизнеса. О своём опыте в этой сфере студентам программы СКОЛКОВО MBA рассказал Кирилл Подольский, CEO IT-платформы для автоматизации автоперевозок с/х грузов Smartseeds.

Сельскохозяйственный магнат

После распада Советского Союза Кирилл Подольский активно зарабатывал на торговле и выращивании зерновых культур в России и на Украине. В момент своего расцвета его компания обрабатывала сотни тысяч гектаров земли в этих странах, владела зерновыми терминалами и элеваторами.

Компания Подольского Valars была одним из ведущих экспортёров зерновых, входя в тройку лидеров экспорта по России и в пятёрку по Украине. В 2000-е гг. цена на зерно уверенно росла и к 2007 году цена за тонну достигла 350$ за тонну. На этом фоне Valars скупала всё новые активы, под которые легко брала всё новые кредиты.

Однако вера в постоянный рост погубила компанию. В 2008 году на фоне мирового экономического кризиса цены резко стали падать и в какой-то момент рынки закрылись на цене в 270$, а открылись через несколько месяцев уже на $110 за тонну. В этот период у Valars было порядка миллиона тонн своих зерновых, и ещё столько же купленной, но не проданной, пшеницы.

Некоторое время Кирилл Подольский ещё продолжал бороться за бизнес. Например, пытался выделить сельхозактивы в отдельную компанию и провести IPO. Это почти удалось, но на биржи повлиял долговой кризис в Италии, сильно помешав удачному размещению акций. В итоге по требованию кредиторов пришлось раздать активы. А проблемы с закредитованностью привели к тому, что к 2017 году ему пришлось запустить и процесс персонального банкротства.

IT-инвестор

Образование Кирилл Подольский получил в радиотехническом институте. Поэтому помимо зернового бизнеса его привлекали технологические стартапы, куда бизнесмен периодически вкладывал деньги.

Например, в 2001 году была создана компания «Авантикс», начавшая продавать авиабилеты через интернет. Тогда многим казалось, что электронные билеты скоро запустят и компания сможет быстро перенастроить свою инфраструктуру. Однако этого не происходило, и «Авантикс» обанкротилась. Однако у команды осталось понимание отрасли, а у Кирилла Подольского ещё и сайт, куда периодически обращались те, кто хотел (но не мог купить) авиабилет.

Поэтому, когда появилась возможность электронной продажи и регистрации на авиарейсы, Кирилл Подольский с командой смогли применить накопленную экспертизу и пользовательскую базу старого сайта, чтобы в 2008 создать успешный сервис продажи авиабилетов и бронирования отелей Anywayanyday.

В первые годы после создания бизнес Anywayanyday активно рос, но со временем стала ощущаться растущая конкуренция со стороны метапоисковиков авиабилетов, где происходила борьба за траффик, а также со стороны online travel agencies, которые получили существенные инвестиции. Их предложения часто и так самые выгодные, поэтому помощь в посредниках для поиска отпадает.  

В силу определённого угасания интереса и проблем на фоне личного банкротства Кирилл Подольский помимо остальных активов продал и билетный сервис.

Smartseeds

Опыт Кирилла Подольского в двух таких разных областях, как IT и торговля зерновыми культурами, помог тому, что команда, задумавшая запустить «Uber для зерноперевозок» пригласила менеджера стать CEO компании Smartseeds.

Долгие годы рынок зерна был очень «серым» (особенно в случае с экспортными операциями). Для многих игроков основой бизнес-модели была возможность обойти выплаты НДС. Но запуск цифровой платформы требовал резкого повышения прозрачности и внедрения электронного документооборота, что очень сложно реализовать на рынке, работающем «в серую».

Кирилл Подольский отмечает, что началом бизнеса компании стала подготовка аналитической записки о десятизначных потерях бюджета от «серых схем» на рынке торговли зерновыми. Этот документ представили Игорю Шувалову, занимавшему тогда пост первого вице-премьера. Перспектива «обелить» рынок и пополнить бюджет заинтересовала правительство, и оно усердно принялось работать в этом направлении.

Прежние схемы оставляли простор для претензий со стороны государства в адрес практически каждой компании. Соответственно, изменение правил и упорядочение сбора налогов для всех игроков одновременно снимали опасность возникновения таких проблем. Поэтому, после небольшого сопротивления, рынок всё же принял новые условия игры. А это дало возможность запустить и цифровую платформу по перевозкам.

Платформа Smartseeds призвана сводить воедино продавцов и перевозчиков. При этом одни излагают условия заказа (объём, цена, место отправки и доставки груза), а вторые могут выбирать какой заказ они готовы выполнить. Если происходит совпадение условий, то стороны получают возможность договориться и осуществить нужную им перевозку.

Большинство перевозчиков в системе Smartseeds являются водителями и владельцами своих автомобилей. Соответственно бизнес-процессы во многом выстроены так, что водители несут ответственность за заказ. Чтобы простимулировать их участвовать в платформе, активно внедрялось использование цифровых подписей и предоставление водителям бесплатного пользования ими сроком на год.

Платформа полезна и для зерновых терминалов, предлагая им опцию контроля потоков принимаемых ими машин, чтобы избежать недостаточной или избыточной загрузки своих мощностей.

Сегодня в России выращивается примерно 135 миллионов тонн зерновых в год, 25 миллионов тонн масличных культур и около 40 миллионов тонн сахарной свеклы. При этом в стране наблюдается дефицит зерновых вагонов, что способствует развитию автоперевозок в секторе. В этих условиях всё более важным становится грамотно организовать отношения между продавцами и перевозчиками, в том числе и через платформы, подобные Smartseeds.