Подводные камни при совершении сделок по купле-продаже активов

Российские университеты ежегодно готовят тысячи выпускников в области корпоративных финансов. Но реальность часто расходится с уроками, выученными за партой. Своим практическим опытом со слушателями курса СКОЛКОВО Executive MBA поделился партнёр компании Matrix Capital и бывший финансовый директор «Сибура» Павел Малый.

Корпоративные финансисты занимаются деньгами, их управлением и администрированием. Смысл труда таких специалистов на финансовых рынках можно свести к ответу на вопрос: «создаёт ли их деятельность стоимость для стейкхолдеров, акционеров?»

Павел отмечает, что существует несколько подходов к понятию «стоимость», которое следует отделять от понятия «цена». Например, согласно Уоррену Баффету «цена – это то, что вы платите, а стоимость – это то, что вы получаете».

В вопросах создания стоимости важную роль играют две неочевидные функции финансовых рынков, а именно:

1)Такие рынки – это информационная машина. Мнения людей, оперирующих на них, делаются не на пустом месте, а с учётом того, что мнение может поставить активы таких людей под угрозу. Поэтому считается, что мнения игроков имеют больший вес, чем точки зрения наблюдателей со стороны.

Поэтому, говоря о рыночной цене какого-либо актива, следует вести разговор о его совокупной стоимости и перспективах исходя из мнения всех игроков рынка, на котором присутствует этот актив. При этом мнения участников формируются с учётом взгляда не только на сам актив, но и на множество внешних показателей

2) Такие рынки – это «машина времени». Когда мы говорим, что актив имеет определённую стоимость, то это говорит о сегодняшней стоимости будущих денежных потоков. Условно, если мы имеем представление о том, как будет развиваться стоимость актива, мы можем «послать» денежные потоки себе в будущем, купив (или продав) такой актив.

Впрочем, важно помнить и то, что при неудачном прогнозировании мы можем получить убытки в будущем.

В вопросах стоимости важно помнить не только о том, как её создавать, но и то, что её бывает просто разрушить. Даже с виду идеальная сделка может привести к уменьшению стоимости актива. В своей лекции Павел дал ряд советов, которые будут полезны для специалистов отрасли, занимающихся сделками по покупке-продаже активов:

Не все компании одинаковы и не существует универсального инструментария для работы.  Все формулы, описывающие процессы в корпоративных финансах, написаны для абстрактного “Homo economicus” и рассматривают деятельность усреднённой фирмы. В реальной жизни всегда приходится работать с учётом конкретных особенностей сделки.

Следует помнить и то, что уровень риска, который будет приемлем конкретно в вашем случае, может отличаться от того уровня, что рассматривается как оптимальный в тематических книгах и моделях.

Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) не является постоянной величиной. Этот важный показатель напрямую зависит от риска, связанного с активами, а также от ситуации, окружающей этот актив. Павел отмечает, что WACC может различаться даже внутри одной компании.

Продажа актива может быть формальной, но не фактической. Грамотные юристы вполне могут составить сделку так, что она будет выглядеть, как продажа, но в реальности не будет таковой. Например, от продавца покупателю могут перейти не все права и не вся ответственность. Поэтому специалистам из сферы корпоративных финансов не следует во всём верить юридическим игрокам и «бумажным» формулировкам, и максимально тщательно проверять документы.

Даже опытные аудиторы могут ошибаться. Не стоит всегда слепо доверять результатам труда аудиторов. Существует некая вероятность, что оценка актива будет выполнена безупречно с технической точки зрения, но какие-то аспекты останутся неучтёнными – несознательно, или даже умышленно.