Уроки стратегирования в современном мире от генерального директора Билайн Василя Лацанича

В силу присущего сегодняшней экономике динамизма и постоянных изменений, в наши дни выработка стратегии сильно отличается от того, каким был этот процесс ещё недавно. Чем нужно руководствоваться, выстраивая стратегию компании, генеральный директор ПАО «ВымпелКом» (более известной под брендом Билайн) Василь Лацанич рассказал слушателям курса СКОЛКОВО Executive MBA.

Василь Лацанич пришёл в Билайн из МТС, где проработал почти 17 лет и откуда ушёл с поста вице-президента по стратегии и маркетингу. Как отмечает сам менеджер, работа в компании подобного профиля помогла прийти в Билайн с хорошим пониманием правил, действующих в отрасли. Имеющийся опыт помог квалифицированно оценить ситуацию, в которой находилась компания, и приступить к работе над стратегией развития.

Вместе с тем нельзя сказать, что сразу по приходу на новую работу Василь Лацанич обладал абсолютным знанием того, что и как должно быть выполнено на новом месте. Что-то оказалось переоценено, а что-то, наоборот, превзошло ожидания. Так, при реализации плана по росту розничной сети, компания проявила себя сильно лучше, чем изначально прогнозировалось.

Составление стратегии в таких крупных компаниях, как Билайн и МТС, является важным элементом ведения бизнеса. Однако, особенности столь динамичной отрасли, как телекоммуникации, накладывают свой отпечаток на этот процесс. На выступлении в Московской школе управления СКОЛКОВО Василь Лацанич поделился деталями своего подхода к тому, как нужно работать над стратегией.

Не ставьте прошлое во главу угла. Многие выстраивают свою стратегию, основываясь на истории. Следует помнить, что история может быть сколь угодно славной и успешной. Но это прошлое. Ориентация на неё мешает строить новое и смотреть в будущее. В мире, где всё меняется очень быстро, фокус на старом может оказаться фатальным.

Стройте стратегию с учётом постоянных перемен. Прежние правила построения стратегий не работают. Мир меняется очень быстро и то, что вы запланировали в своей пятилетней стратегии, нужно будет пересматривать уже через год. В быстро меняющихся отраслях может быть полезно вырабатывать не стратегии, но формулировать дорожные карты, которые позволят оперативнее реагировать на изменения.

Из-за вероятности пересмотра стратегии в будущем исходите из того, что спрашивать с определённых подразделений за её невыполнение – неправильно. При разборе стратегии нужно спрашивать, насколько качественно выполнялись те или иные функции, а также анализировать, что было полезным или вредным в ходе работы. Но наказание за невыполнение того, от чего компания сама отказалась в ходе своей деятельности, – в корне неверно.

Подходите к процессу построения стратегии, как к тренировке ума. Формулирование стратегии позволяет лучше понимать внешние условия, в которых действует компания, а также внутренние особенности её работы.

Не следует приносить всё в жертву «одному богу». В своей стратегии не делайте ставку на один, пусть и очень перспективный проект. Многие вещи или явления, которые захватывали умы, часто не оправдывали себя и приводили к разорению тех, кто поверил в многообещающие идеи и вложил в них все имеющиеся ресурсы. В то же время помните, что потенциальный прорыв вероятнее появится в тех областях, где вы больше рисковали и экспериментировали.

Избегайте ярлыка «ошибка» при рассмотрении неудавшихся в прошлом стратегийВосприятие чего-то как неудачи сковывает вам руки и не даёт возможности экспериментировать в будущем. Что-то может выглядеть как неуспех, но принесёт вам опыт, который вы сможете использовать в своих интересах. Впрочем, важно помнить, что если какой-то сотрудник или подразделение регулярно не может справиться с задачами и все их попытки что-то сделать не удаются, то это повод серьёзно задуматься об их квалификации.

Усвойте, что простое «сидение на трубе» — это преступление. Можно выбрать одну стратегию бизнеса, которая будет приносить вам деньги, и придерживаться её всю жизнь. Но динамика мира такова, что очень вероятно, что в скором времени то, вокруг чего вы строите дело, устареет. Потому надо держать в уме создание новых проектов, чтобы если «труба иссякнет», у вас была подстраховка.

 

ПАО «ВымпелКом» – компания, являющаяся частью группы компаний VEON Ltd. И предоставляющая услуги под брендом «Билайн». Является одним из крупнейших игроков российского телеком-рынка. Согласно собственным оценкам, в 2017 году компания предоставляла услуги 57 миллионам клиентов в России, а её выручка составила более 275 млрд руб.

Василь Лацанич – российский и украинский менеджер, генеральный директор ПАО «ВымпелКом» с января 2018 года. В прошлом работал в компании Coca-Cola, где отвечал за сферу маркетинга и развитие бренда. До прихода в Билайн работал в МТС, где в течение нескольких лет занимал должность вице-президента по стратегии и маркетингу. Василь является обладателем степени MBA, полученной в Лондонской школе бизнеса.