Восемь советов начинающим бизнесменам от сооснователя агентства SETTERS

В 2015 г. Александра Жаркова с двумя партнерами создала «первое блогер-агентство России». Сегодня агентство SETTERS – состоявшийся бизнес, разросшийся до 120 сотрудников и работающий с крупнейшими мировыми брендами. Александра Жаркова на выступлении в бизнес-школе СКОЛКОВО поделилась опытом создания и управления стартапом.

Изначальная идея создателей SETTERS была в том, чтобы предложить клиентам ведение их социальных сетей блогерами, то есть людьми уже успешными в социальных медиа. Но от идеи отказались уже через полгода: блогеры оказались негибкими.  Им было сложно освещать темы, неинтересные им самим. За 3,5 года работы SETTERS от базового формата «написание текста и выбор картинки к нему» перешли к полноценной линейке решений для работы в соцсетях.

В основе роста агентства лежит ряд бизнес-принципов, о которых Александра рассказала на своём выступлении перед слушателями Стартап Академии СКОЛКОВО:

–  Поиск нового и перенос ресурсов на растущие направления. Коммуникации постоянно развиваются, появляются новые функции, открывающие перспективные возможности. Например, после появления в соцсетях возможности делать короткие тематические видео – сторис в SETTERS создали целый отдел, занимающийся только ими.

–  Быстрый отказ от бесперспективных проектов. SETTERS готовы браться за новые идеи, но не будут долго заниматься тем, что не “заходит” аудитории прямо сейчас. Если проект не оправдывает ожиданий – от него отказываются. Возможно агентство вернётся к отвергнутой концепции в будущем, но, если идея не работает в данный момент – её не будут развивать.

Создание алгоритма отбора клиентов. Сперва компания бралась почти за все предложения, но рост узнаваемости и количества клиентов повысил «разборчивость» SETTERS. Были выработаны чёткие процедуры, позволяющие на основе предыдущего опыта понять, стоит ли ожидать выгодного проекта от нового клиента.

Гибкость в управлении. Компания очень молодая и поэтому её руководство всегда старается подстроиться под запросы сотрудников, быстрее реагировать на критику и предложения. Например, если процессы компании переводятся для работы в одну проектную систему, но эта система плохо стыкуется с работой какого-то направления, то этому направлению готовы пойти навстречу.

Набор классных специалистов. Все результаты агентства –продукт деятельности всей команды. Поэтому важно подбирать тех, кто подходит компании по духу. Если человек суперпрофессионал, но его личные качества будут мешать остальным – он не станет сотрудником агентства.

Сегодня в портфолио агентства – работа с такими брендами, как Asus, Gucci, Сбербанк, Мегафон и YvesSaintLaurent. Не так давно SETTERS открыло уже третий офис – в Майами, а в планах дальнейший рост и очередные интересные проекты. В выступлении Александра также поделилась рекомендациями, основанными на своём опыте, о том, как достигать успеха в новом бизнесе.

Измеряйте свои процессы. Даже в творческой работе многое можно сосчитать. Если вы сможете понять, сколько времени и ресурсов у вас отнимает действие – вы будете лучше оценивать то, во что вам обойдётся весь проект.

Переводите работу на почасовую оплату. Для некоторых типов услуг и компаний (таких как коммуникационные агентства) может быть полезно применение почасовой оплаты. Этот формат удобен и для клиента, и для компании. Благодаря ему заказчик чётко поймёт, почему ваша работа стоит именно столько, сколько вы запрашиваете. Если вы уже измерили и оценили рабочие процессы, то сможете увидеть, кто где-то недорабатывает или перевыполняет работу и соответственно принять меры или наградить сотрудника.

Обучайте людей навыкам нужным вам. Университеты готовят специалистов часто для уже устаревших профессий. Если вы сможете привлечь людей, хотящих узнавать новое, и обучить их по своим стандартам – это даст вам работника, прекрасно понимающего ваши принципы и цели. Например, у SETTERS есть проект SETTERS education, в котором сотрудники агентства на реальных примерах обучают будущих профессионалов Digital сферы.

Не избегайте аутсорсинга. Ваших ресурсов может не хватать для проекта, тогда прибегайте для решения своих задач к чужим возможностям. Глядя на то, как аутсорсеры решают поставленную задачу, можно представить насколько этот способ соотносится с вашими возможностями и перенять удобные практики на будущих проектах.

Делайте, а не фантазируйте. Вы можете несколько месяцев тщательно прорабатывать стратегию, но за это время условия обязательно изменятся. Лучше ввязаться в проект, имея добротный план и внедрять улучшения на ходу, чем бесконечно доводить его до совершенства. На практике всегда появится что-то, чего вы не учли, так что не нужно терять время и лучше начинать быстрее.

Индивидуализируйте подход к клиентам. Все люди разные. Если вы сможете разделять аудиторию на сегменты и предлагать потребителю что-то близкое именно ему – вы повысите привлекательность своего продукта. Клиент в таком случае будет хотеть работать с вами и в будущем.

Собирайте обратную связь и от клиента, и от коллег. Разные точки зрения помогут вам оценить качество работы и обоснованность придирок той или другой стороны (если они возникнут). Фидбек от заказчика покажет, насколько вы поняли клиента, насколько эффективно решили задачу. Вместе с тем мнение вашей команды даст возможность увидеть, что можно улучшить в процессах или покажет в каких местах клиент был не в меру придирчив.

Постоянно стремитесь к росту. Помните, что пока не растёте вы, растут конкуренты. Можно притормозить рост компании, но нельзя остановить рост амбициозных сотрудников. Первыми уходят сильнейшие. Если такие сотрудники поймут, что у вас они не смогут реализоваться в полной мере, а конкурент предлагает более интересные условия – уйдут.