Как использовать новые технологии на пользу своего дела?

Алексей Благирев, предприниматель и бывший директор по инновациям банка «Открытие», поделился со слушателями программы СКОЛКОВО ПРАКТИКУМ своим видением принципов работы бизнеса с информацией и технологиями, меняющими будущее.

Когда мы говорим про будущее – мы ведём речь не про какую-то абстракцию. В своих рассуждениях мы излагаем интересующий нас сценарий развития и думаем о том, как воплотить его в жизнь.

Бурный рост информационных технологий помогает компаниям внедрять инновации в обычную жизнь. Например, удешевление электрических батарей ведёт к падению цены на электромобили. А так как такие машины относительно дёшевы в обслуживании, то будут возникать таксопарки, использующие электрокары. Другой пример – онлайн игры, с их часто довольно развитой экономикой распространяющихся там виртуальных предметов. Пока рынок создания и торговли онлайн артефактами находится в «серой» зоне. Чёткая правовая регламентация действий в сети поможет создать площадки легальной торговли предметами из онлайн-игр, а это целый огромный «голубой океан».

Параллельно с внедрением новых технологий меняется и восприятие производственных и товарно-денежных отношений. Например, ещё лет 10 назад было сложно представить, что европейцы будут готовы купить автомобиль через интернет, а сегодня это реальность. Со временем эта же трансформация произойдёт и в отношении более серьёзных товаров, например, домов. Процессы, связанные с цифровизацией идут и внутри компаний, трансформируя их культуру.

Есть три стадии культуры работы с данными, которые компания проходит в своём развитии.

А) Data silos. На этой стадии у компаний есть свои (не очень активно использующиеся) данные, при этом единого механизма применения этих данных просто нет. Подобное явление можно охарактеризовать как «цифровой феодализм».

Б) Data driven. Для этого этапа характерна высокая информатизация и минимальное участие человека в процессах, где используются данные и принимаются соответствующие решения.

В) Data informed. В компании на этом уровне культуры работы с информацией решения о том, как работать с данными принимаются на основе пользовательского опыта, они нацелены на облегчение жизни потребителю.

Хозяевам бизнеса нужно понимать, что новые технологии – это не нечто фантастическое из далёкого будущего, а что-то меняющее мир уже сегодня. Впрочем, привести к росту и успеху они смогут только, если компания откажется от прежних взглядов и будет принимать во внимание новые принципы, некоторыми из которых Алексей Благирев поделился на выступлении в Московской школе управления СКОЛКОВО.

Иерархия – это устаревшая форма организации. Иерархичность прекрасно работала 50 лет назад, когда расходы на организацию коммуникации и обработку информации были велики. Но в современном мире иерархические структуры становятся всё уязвимее из-за негибкости, более медленной предпринимательской среды в них и сложностей с тиражированием успешных практик.

Сегодня важны не просто данные, а «ключи» к их использованию. Просто собирать информацию – недостаточно, важно понимать, как её применить для получения прибыли. Например, если у нас есть базы телефонов и резюме, то используя номер как идентификатор, можно связываться по телефону с людьми, в чьём резюме отмечена интересующая нас должность или компания.

Работающие big data решения сегодня можно сделать очень дёшево. Алексей привёл пример, когда расходы на создание и поддержание хорошо работающей цифровой модели составили порядка 40 долларов. Поэтому старый аргумент о том, что компания не будет использовать большие данные из-за дороговизны инструмента перестаёт работать.

Отдача от работы с большими данными появится не сразу. Для того, чтобы информация начала приносить видимый результат, должно пройти время. Многие предприниматели отказываются от технологии, не дождавшись быстрого положительного итога, или если первый их опыт оказывается неудачным.

Ничего не бывает бесплатным. Мы привыкли к тому, что узнать информацию в Google или посмотреть видео на YouTube ничего не стоит. В реальности ничего не бывает просто так. Тот, кто предоставляет «бесплатную» услугу или зарабатывает на чём-то другом (на рекламе, сборе и продаже данных клиентов), или манипулирует в своих целях (например, размещая в поисковой выдаче выгодную для себя информацию выше, чем более объективную).

Масштабированию компании сильно помогает её превращение в сеть слабосвязанных структур. Уход от централизованной модели даст подразделениям организации больше свободы и поможет росту. Такая сетевая модель бизнеса должна строиться вокруг некоего ядра (идеи, технологии), на котором нужно нарастить работающие функции, а также некое ценностное предложение.

Нужно проектировать центр компетенций и растить специалистов. Для реализации новых технологических идей и моделей специалистов не готовят в университетах. Эту проблему надо решать самим, уделяя внимание многим сотрудникам сразу. Но большинство компаний предпочитают нанять лидера, на которого возлагается задача героически решить проблемы компании. Этот подход работает далеко не всегда, а в будущем ситуация не улучшится. Прежний опыт будет всё хуже способствовать решению проблем.