Пять советов по работе с персоналом от Натальи Синдеевой

Создатель и генеральный директор телеканала Дождь Наталья Синдеева  на выступлении в бизнес-школе СКОЛКОВО рассказала об этапах становления телеканала, а также поделилась со слушателями программы «HR как партнер для бизнеса» своими рекомендациями по работе с командой.

За почти десятилетний период своей истории Дождь прошёл через много взлётов и падений. Был и визит в студию действующего главы государства, и массовые отказы кабельных операторов обеспечивать вещание телеканала, вопреки имеющимся договорённостям. На разных этапах Дождь не был одинаковым, меняясь и отвечая на новые тренды и вызовы. Разнилась и мотивация сотрудников, работающих в компании.

В первые годы канал двигался методом проб и ошибок, в студии царила атмосфера стартапа. На этом этапе какой-то дополнительной мотивации для сотрудников просто не требовалось, сотрудников вели вперед приверженность идее и энтузиазм.

В какой-то момент канал стал быстрорастущей компанией. Дождь стали узнавать и признавать. Открывались новые программы, в передачах участвовали всё более именитые люди, росли продажи рекламы, а канал вплотную подошёл к самоокупаемости. На этом этапе дополнительной мотивации тоже не требовалось: креативные идеи находили своё воплощение и поддержку руководства, а растущие доходы позволяли реагировать на изменение творческих запросов сотрудников.

К 2014 году телеканал стал очень популярным, аудитория достигла 11 млн человек. В этот момент на него обратили внимание недоброжелатели и конкуренты и «все звёзды сошлись против Дождя». Спусковым крючком проблем стал скандально известный опрос о блокаде Ленинграда, после которого многие рекламодатели и операторы кабельных сетей под давлением власти отказались от сотрудничества с телеканалом. В кризисных условиях компания пошла на урезание зарплаты и сокращение штата. Но коллектив понимал проблемы, и все как один продолжали делать всё возможное для спасения канала. Главными драйверами на этом этапе стали желание преодолеть кризис и сплочённость команды вокруг общей цели сохранения канала.

Не менее сложным этапом для Дождя стал период, когда основные неприятности закончились, а сотрудникам больше не нужно было работать в режиме постоянного аврала. Пропала необходимость в постоянной мобилизации, а вместе с ней стали проявляться конфликты и претензии, отложенные на время сложностей. Именно тогда Дождь начал больше внимания уделять работе с сотрудниками, поиску «молодой крови» и искать способы для сплочения команды. На текущем этапе принципиальную роль играет открытость и честность менеджмента по отношению к команде. Взаимное доверие – это один из ключевых драйверов мотивации команды Дождя.

Наталья Синдеева дала пять рекомендаций по выстраиванию отношений руководителя с коллективом:

Самый лучший мотиватор – осмысленность того, что вы делаете. У сотрудников внутри одной команды могут быть разные ценности и запросы. Это всегда порождает конфликты. Но если люди понимают и уважают необходимость и важность того, что они создают, они всегда смогут договориться и преодолеть трудности.

Не соблюдайте правила во время кризиса, иначе организация проиграет. В сложные моменты развивайте в компании культуру геройства. Позволяйте сотрудникам нарушать старые запреты, искать необычные решения, способные приносить пользу. В то же время помните, что в спокойные времена этот подход будет скорее вредным.

Боритесь за ценных и любимых сотрудников. Если между сотрудником и компанией пропадает связь и причастность, то скорее всего такой работник покинет компанию в ближайшем будущем. Если же связь ещё есть, но видно, что человек «угасает», то надо срочно садиться и обсуждать с ним пути выхода из положения.

Руководствуйтесь принципом «берись и делай». Если вы задумали что-то важное (реформу компании или тяжёлый, но необходимый разговор с сотрудником) – не тратьте время на сомнения и не откладывайте дело в долгий ящик. Иначе вы сами найдёте много оправданий бездействию. А оно точно не поможет решить поставленные задачи, а скорее даже помешает достижению целей как ваших, так и всей организации.

Если ощущаете, что вы или ваш коллега «подзастряли» – способствуйте получению новых знаний. Осознание проблемы и готовность двигаться вперёд – первый шаг к решению. В ходе обучения вы увидите других людей, приобщитесь к их опыту и сможете использовать это в развитии себя и компании.

Телеканал Дождь – российский телевизионный канал, начавший своё вещание в 2010 году. Известен независимым освещением общественно-политических событий, а также широким спектром гостей, включавшим в себя, например, занимавшего на тот момент пост президента РФ Дмитрия Медведева. В работе канала принимали участие такие журналисты, как Михаил Зыгарь, Олег Кашин, Ксения Собчак, Леонид Парфёнов и Владимир Познер.

Наталья Синдеева – российский медиаменеджер. Бывший продюсер телешоу на канале 2х2. Сооснователь и бывший генеральный продюсер радиостанции «Серебряный дождь». Основатель и генеральный директор телеканала Дождь. Обладатель ряда профессиональных , включая «Медиа-менеджер России». Прошла обучение на программе «Executive-коучинг для развития руководителей, топ-команд и организаций» бизнес-школы СКОЛКОВО.