Чему организации СПО могут научиться у community colleges (на примере Ivy Tech)?

Представляем вашему вниманию материал, подготовленный Наталией Овчинниковой, кандидатом экономических наук, старшим аналитиком Центра трансформации образования (SEDeC) Московской школы управления СКОЛКОВО, о том, как опыт одного из самых инновационных американских community colleges может быть полезен для российских учреждений среднего профессионального образования (СПО).

Что такое community college?

Понятие «community college» берет своё начало в США в начале 20 века, однако до 1970 года они были известны как «junior college» или «младшие колледжи». Спустя несколько лет «младшими колледжами» стали называть двухлетние частные образовательные организации, а «муниципальными колледжами» те, которые финансируются из средств местного бюджета. «Community college» ориентированы на повышение уровня образования населения территории, на которой они находятся. Однако бывают случаи, когда программы настолько уникальны, что обучаться на них приезжают студенты из других штатов. Важно понимать, под «community college» в разных странах понимают разные виды образовательных учреждений, так, например, в Австралии к ним относят частные образовательные учреждения, которые предоставляют короткие образовательные программы. На Филиппинах «community college» совмещает в себе школу в дневное время суток и колледж в вечернее время суток. Особенно интересно, что преподавательский состав на оба уровня обучения остается одинаковым. В Великобритании (за исключением Шотландии) «community college» — это школа, которая обучает не только детей от 11 до 18 лет, но также ориентирована и на обучение взрослых. Несмотря на большое разнообразие трактовок, в данной статье мы будем ориентироваться на понятие, применяемое в США, а именно community college — это муниципальный колледж.

IVY TECH – что мы о нем знаем

Основан в 1963 году в Индиане как профессиональное техническое училище и предоставляющий только техническое и профессиональное образование. Через 50 лет Ivy Tech сделал огромный рывок и стал единственным в штате Индиана муниципальным колледжем, который предоставляет более 150 образовательных программ и более 100 «трансферных» программ (программы, позволяющие студентами в рамках своей образовательной траектории обучаться в разных образовательных организациях и получать необходимые уникальные компетенции, а также переводиться из разных штатов и городов и переходить на программы бакалавриата). Колледж обладает передовой технологической базой, которая позволяет отрабатывать получаемые студентами навыки во время прохождения образовательной программы.

Колледж находится в более чем в 40 городах штата и проводит занятия в более чем в 75 муниципалитетах.

Ivy Tech является крупнейшим государственным учреждением профессионального образования в штате Индиана, продолжительность обучения в котором составляет 2 года. Также он признан крупнейшей общенациональной системой колледжей во всей стране.

Учебная программа в колледже ориентирована на развитие территории и нивелирование утечки кадров из штата. Муниципальный колледж привлекателен не только короткой образовательной программой, но также стоимостью обучения ($4,500), которая на 55% дешевле, чем в университете.

В настоящее время влияние колледжа на экономику штата можно оценить как существенное. Колледж позволяет сократить отток кадров из штата, повысить уровень профессиональных навыков населения, а также способствует развитию экономики территории. Совокупный экономический эффект влияния на экономику штата составляет $8,2млрд. в год. Также колледж является одним из ведущих работодателей штата Индиана с годовым фондом оплаты труда более чем $230млн. Студенты колледжа после окончания обучения получают более высокие зарплаты (на 20-25% по сравнению со средней заработной платой аналогичных работников) в связи с высоким уровнем зарплат для высококвалифицированных кадров и ростом производительности их работодателей за счёт высокого уровня образования их работников. Колледж оказывает большое влияние через косвенные выгоды для экономики, которые включают дополнительный доход от покупок; материалов и услуг, предоставляемых сотрудниками, продавцами и подрядчиками колледжа, а также посредством уплачиваемых налогов. В целом совокупный экономический эффект от деятельности Ivy Tech на штат Индиана превышает $241млн.

ЧЕМУ МЫ МОЖЕМ НАУЧИТЬСЯ?

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Ivy Tech обладает гибкой образовательной моделью с широким набором курсов и образовательных программ. Колледж является гибким поставщиком образовательных услуг и предоставляет доступ к более 1,000 онлайн курсов и формирует классы численностью не более 22 человек, что позволяет уделить внимание каждому. Также в колледже акцент делается на индивидуальный подход и подготовку специалистов под запросы конкретного производства.

Механизм реализации:

– проведение «Дня Инноваций» для студентов, где они могут представлять свои проекты перед инвесторами и по результатам конкурса победители получают финансирование, направленное на реализацию проекта (три приза: $25,000, $7,500 и $5,000). В экспертную панель приглашаются стейкхолдеры, технологические лидеры, партнёры, представители органов власти. Проекты представляют собой технологические решения или разработки, созданные студентами в процессе обучения.

– наличие программ, позволяющих «безболезненно» переходить на следующую ступень образования (бакалавриат) или осуществлять перевод из другого образовательного учреждения (transfer programs)

КЕЙС: Колледж предоставляет возможность в процессе обучения переходить в университет и, наоборот, с программы бакалавриата возвращаться в колледж. Помимо этого, программа позволяет перемещаться между городами и штатами и получать образование, где удобно. В этом случае студент получает диплом или сертификат той образовательной организации, из которой выпускается.

– применение компетентностного подхода в образовательных программах

КЕЙС: В колледже проводится постоянное обновление образовательного контента и сейчас, например, реализуется две программы, включающие в себя компетентностно-ориентированный метод (Competency Based Education). Данные программы имеют в своём основании гибкую систему оценки, которая позволяет студентам получать образовательные кредиты за то, что они знают и умеют применять на практике. Отличительной особенностью программы является возможность её прохождения в индивидуальном темпе и получения документа об образовании, позволяющего сделать следующий шаг в развитии карьеры.

В настоящее время реализуется две пилотные программы такого формата:

Business Operations, Applications and Technology Technical Certificate: курсы будут основаны на компетенциях, за исключением курсов Liberal Arts и IVYT.

Software Development Technical Certificate: полностью основан на компетенциях от начала до конца для студентов, готовых к прохождению итогового тестирования. Содержание программы будет ориентировано на работодателя и отвечать запросам рынка труда.

Данная программа направлена как на уже работающее население (для повышения уровня компетенций), так и на временно незанятых людей.

– программы «под заказ»

КЕЙС: В рамках партнёрских отношений колледж реализует образовательные программы, спроектированные под запросы и нужды организации-партнёра и отвечающие требованиям рынка труда. Примером такой программы может служить программа Achieve Your Degree, которая спроектирована для обучения сотрудников местных организаций и повышения уровня их профессионализма.

– онлайн-обучение

Наличие широкой базы образовательных курсов, предоставляемых онлайн, позволяет привлекать большее количество студентов, в том числе из работающего населения. Большинство программ совмещают в себе онлайн- и офлайн-форматы обучения, что способствует повышению гибкости образовательного контента и возможности получения образования, не отрываясь от работы.

– онлайн-поддержка поступающих

При входе на сайт колледжа, предлагают начать диалог в чате или созвониться с консультантом, который может ответить на интересующие потенциального абитуриента вопросы. Консультанты предоставляют навигацию по образовательным программам. Если у вас есть более глубокие вопросы, то вы можете написать в колледж, который находится к вам территориально ближе всего и задать интересующие вопросы. В отличие от чата, ответ на электронные письма можно получить в течении 2-3 дней. Также можно позвонить в приёмную комиссию и уточнить всё, что вас интересует.

– привлечение иностранных студентов

Колледж предоставляет возможность иностранным студентам получить образование в Индиане на равных условиях с местными жителями. Целью является привлечение и удержание талантливых студентов на территории штата.

2. КАДРОВЫЙ СОСТАВ

Ivy Tech особое внимание уделяет развитию кадрового состава и внедрению инновационных методов в управленческую структуру. Преподаватели и сотрудники являются наиболее важным ресурсом для обеспечения высокого уровня образовательной деятельности.

Внутри колледжа принята модель, ориентированная на привлечение, сохранение и развитие преподавателей, нацеленных на вовлечение студентов в образовательный процесс и способных дать уникальный пакет знаний и умений.

Также в колледже есть наблюдательный совет, который состоит из 14 представителей бизнеса, государственных структур и индустриальных партнеров.

Механизм реализации:

– электронная оценка эффективности сотрудников как неотъемлемый элемент образовательного процесса;

– создание на каждом кампусе отдельного пространства, где индивидуально или командно можно собираться и создавать проекты, делиться идеями и развивать их. В колледже реализуется программа «Innovationeers», которая направлена на поддержание и поощрение инноваций, созданных в колледже;

– изменение политики найма сотрудников и условий труда. Гибкие условия трудовых контрактов, оценка при найме на работу, поиск талантов;

– создание «adjunct» модели факультета мирового уровня (данная модель позволяет нанимать не только на «tenure» позиции (постоянный контракт преподавателя без права увольнения администрацией), а становится более гибкой и позволяет привлекать профессионалов «под проекты», на год и т.д.

3.ПАРТНЕРСКАЯ МОДЕЛЬ

Ivy Tech активно развивает разные форматы партнёрских отношений, как с компаниями, так и с образовательными организациями.

Механизм реализации:

– колледж работает с компаниями, чтобы понять, какие виды обучения необходимы партнёру, а затем разрабатывает программу, которая соответствует ожиданиям заказчика

КЕЙС: Одним из индустриальных партнёрств такого формата служит кооперация колледжа с Honda Manufacturing of Indiana, когда она перенесла своё производство в Гринсбург (штат Индиана). С самого начала компания расширила свою программу технической подготовки, включив в неё передовые технологии робототехники, промышленное проектирование и другие программы, требующие обязательной сертификации. Кооперация с колледжем позволила подготовить специалистов высокого уровня в короткие сроки, отвечающих запросам рынка труда. Помимо подготовки рабочих кадров, колледж также разработал для Honda индивидуальные тренинги для руководителей.

сотрудничество со школами для развития кадров штата

КЕЙС: В 2014 году Madison Consolidated Schools и Ivy Tech Community College заключили партнерские отношения, которые позволяют школьникам развивать компетенции, отвечающие вызовам современности. Учащиеся Madison Consolidated High School одновременно с обучением в школе, могут изучить систему образования в колледже и прочувствовать его атмосферу. Поскольку учащиеся участвуют в курсах партнёрских программ Madison Consolidated Schools / Ivy Tech Community College, они обладают гибкостью, ответственностью и способностью воспринимать курсы и ожидания уровня колледжа. Благодаря постоянно расширяющемуся массиву партнёрских курсов студенты могут выполнить план первого года обучения в колледже ещё обучаясь в школе, получить технический сертификат или создать прочную основу для перехода на дипломную программу.

– партнёрство с компаниями и предоставление стипендий на обучение

КЕЙС: Ivy Tech Community College и Michelin North America (BFGoodrich) разработали новую программу для студентов Ivy Tech Fort Wayne, которая позволяет получить диплом в области промышленной электротехники. Студенты, принятые на данную программу, получают стипендию, которая покрывает оплату обучения, оплату учебных материалов, а также неполный рабочий день на производственном предприятии BFGoodrich в Вудберне, штат Индиана. Выпускники данной программы имеют возможность трудоустройства в данной компании на позицию начального уровня в качестве технических специалистов с заработной платой от $55,000 в год. Таким образом вырабатывается новый механизм рекрутинга и подготовки кадров, ориентированных на конкретное производство.

– практикоориентированные исследовательские проекты

КЕЙС: Руководитель образовательной программы Flex Lab в колледже Джейсон Гордон придумал исследовательский проект для своих студентов. Для этого он изучил потребности рынка, и исследование привело его к Джею Лено и его Big Dog Garage в Burbank, в California. Его гараж – это уникальная коллекция американских автомобилей и мотоциклов и ему требовалось совершенно новое решение для реставрации Duesenberg 1929 года выпуска. Уникальность ситуации такова, что в лаборатории был в наличии 3-D принтер, который мог сделать дверную ручку для раритетного автомобиля. Однако, слепок сделать было невозможно по техническим причинам и необходимо было придумать другое решение. В кооперации Jay Leno и Ivy Tech Community College студенты лаборатории с помощью лазерного сканера получили модель, которую отпечатали затем на 3-D принтере. Успешность проекта поразила Джея Лено и он планирует продолжать сотрудничество с колледжем. Данный кейс демонстрирует как заинтересованность преподавателя в своей работе, так и уровень профессиональной подготовки студентов, а также применимость полученных навыков. Практическое применение исследовательских проектов позволяет повышать уровень образования и находить партнёров для дальнейшего развития колледжа.

– открытие лабораторий «под компанию или индустриального партнера»

КЕЙС: Открытие новой лаборатории по сварке промышленного оборудования Toyota в Ivy Tech Community College в Колумбусе, стало возможным благодаря пожертвованию в размере $367,800 от компании TIEM, расположенной в Колумбусе, которая является четвертым по величине работодателем в округе. Тойота также предоставила 19 двигателей на общую сумму $117,800 для оснащения лаборатории. Необходимость открытия данной лаборатории обуславливается массовым выходом на пенсию сварщиков в автомобильных компаниях, а местным отраслевым партнерам, таким как Faurecia и Toyota в Колумбусе и Honda в Гринсбурге нужны сварщики нового профессионального уровня. Также лаборатория служит местом повышения квалификации сотрудников компании. Студенты, завершившие сварочную программу в Ivy Tech, могут получить сертификат по технологии сварки за один год или сертификат по сварке конструкции за восемь месяцев. Они также могут получить признанные в отрасли сертификаты Американского сварочного общества. Студенты Ivy Tech также смогут использовать симулятор виртуальной реальности в сотрудничестве с Lincoln Electric.

– создание академических альянсов

КЕЙС: Благодаря академическим альянсам с ведущими технологическими компаниями (например, Genesys) по всей стране и в Индиане, студенты Ivy Tech получают реальные знания и навыки, которые им необходимы, чтобы быть готовыми удовлетворить потребности рынка труда. Образовательные программы и тренинги по продуктам, проводимые партнерскими компаниями, дополняют девять ИТ-программ колледжа таким образом, что дают ощутимые результаты для более чем 6,000 студентов в Школе ИТ. Такие программы позволяют получить прикладные знания в дополнение к образовательным программам. Дополнительной возможностью для студентов является подготовка к экзамену для получения сертификатов Oracle и Cisco.

-партнёрские программы, при которых компании оплачивают обучение своим сотрудникам на базе колледжа

КЕЙС: Программа Achieve Your Degree является примером сотрудничества колледжа и компаний, которые предоставляют своим сотрудникам возможность получить образование бесплатно или на льготной основе, с минимальными первоначальными затратами. Ivy Tech сопровождает процесс подачи документов на программу и получение финансовой помощи. Также колледж предоставляет программы отсрочки оплаты обучения до конца семестра с целью получения финансирования студентами из средств компании или других спонсоров. Сочетание очных и дистанционных образовательных курсов гарантирует, что студенты могут поддерживать свой график работы, посещая занятия. Ivy Tech предоставляет индивидуальное консультирование, финансовую помощь и репетиторство. Работодатели и общественные учреждения могут создавать условия для профессионального развития сотрудников, что снижает текучесть кадров, способствует лояльности к компании и повышает ценность программы для сообщества.

4. ТРУДОУСТРОЙСТВО

Правительство штата Индиана приняло в 2014 году план регионального партнерства «Big Goal», который подразумевает к 2025 году наличие 1 млн. высокооплачиваемых, требующих инновационных знаний, рабочих мест. Ivy Tech ориентирован на подготовку данных таких кадров, которые будут «целевыми» для ключевых секторов экономики штата.

Механизм реализации:

– постоянная «ревизия» программ, оценка их адекватности современным запросам рынка и переструктурированию и модернизации образовательного контента;

– создание программ, которые утверждены работодателем;

– расширение оплачиваемых стажировок и программ обучения в колледже, ориентированных на высокооплачиваемый и востребованный профессиональный путь;

– создание программы развития карьеры в каждом кампусе;

– создание интегрированных программ, которые позволяют получать опыт работы одновременно с образовательным процессом;

– привлечение работодателей для понимания потребностей рынка;

– создание системы оценки, позволяющей работодателям понимать, что выпускник готов к тому, чтобы занять определенное рабочее место.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ:

Изучив опыт Ivy Tech, как одного из самых инновационных community colleges, который за несколько лет увеличил количество высококвалифицированных специалистов, ориентированных на экономику штата и позволивших сократить отток населения практически в два раза, можно выделить ключевые выводы:

* Организациям СПО необходимо тесно работать с предприятиями и организациями региона, имея проактивную позицию.

* Организациям СПО важно провести ревизию образовательных программ на их актуальность запросам рынка труда.

* Важным механизмом в реализации программ является внедрение онлайн-курсов в структуру учебного плана, которая позволяет работающему населению получать знания без отрыва от производства.

* Исследования – это задача не только для университетов, Ivy Tech колледж тому подтверждение. Студентам намного интереснее решать новые задачи и не только производственно-ориентированные, но также и те, которые позволяют развивать креативность и неординарность подходов.

* Сильный преподавательский состав – залог успеха образовательной и исследовательской деятельности колледжа. От того, кто транслирует знания студентам, зависит уровень выпускников, их вовлечённость в учебный процесс, актуальность и применимость получаемой информации.

* Клиентоориентированный подход (чаты помощи на сайте, активная профориентационная работа) и гибкость образовательных программ позволяют расширить охват студентов, а также будут стимулировать развитие партнёрских отношений.

* Организации СПО должны понимать, что они находятся в среде, где обязательным является работа с населением и государственными органами в целях удержания на территории и/или привлечение высококлассных специалистов к себе в регион.

Применение лучших практик позволит организациям СПО сформировать свою собственную позицию и предоставить уникальный образовательный контент мирового уровня; бизнесу и индустриальным партнерам осознать свою значимую роль в процессе развития экономики и образования в регионе, а государственным органам обратить внимание на улучшение условий для реализации партнерских отношений между образовательными организациями и индустриальными партнерами.