Десять уроков ведения бизнеса от соосновательницы Novikov School Юлии Митрович

Чему может научить бизнесмена работа в большой корпорации и какие уроки ему придётся усвоить самостоятельно? О своём опыте на выступлении в бизнес-школе СКОЛКОВО рассказала Юлия Митрович, соосновательница кулинарной школы и школы ресторанного менеджмента Novikov School.

Значимую часть своей жизни Юлия Митрович работала в крупных компаниях, в том числе в ведущей консалтинговой фирме McKinsey & Company и «СТС Медиа». Но вместе с этим она не оставляла попыток создания своих собственных проектов.

Первой подобной попыткой стал запуск школы танцев, которыми Юлия занималась профессионально. Эта затея не увенчалась успехом по ряду причин. «Я совершила все возможные ошибки человека, который начинает вести бизнес». Юлия тратила время на школу по остаточному принципу, продолжая работать на основной работе и уделяя много времени семье.

Отучившись в Singularity University в Силиконовой долине, Юлия была вдохновлена на создание чего-то нового и понимала, что не сможет вернуться на прежнее место работы. Так появилась Novikov School, которая стала успешным предпринимательским проектом.

Идея бизнеса возникла из ещё одного увлечения – кулинарии. Этому занятию Юлия уделяла много времени и проводила все отпуска в ведущих кулинарных школах. В один момент появилась идея создания «кулинарного Netflix», где по подписке продавались бы видеоуроки готовки от профессиональных шеф-поваров. Загоревшись идеей, Юлия пришла с предложением о партнёрстве к известному российскому ресторатору Аркадию Новикову. Новиков не очень поверил в проект, но поверил в энергию и предпринимательский талант Митрович. Так появилась кулинарная школа, однако не только в виде онлайн-курсов, но и в более привычном оффлайновом формате.

Рассказывая о своём деловом пути, Юлия Митрович поделилась со слушателями Стартап Академии СКОЛКОВО десятью важными уроками, которые она вынесла из работы в корпорациях, а также из личного предпринимательского опыта.

Пять вещей, которым вас научит работа в крупной корпорации:

Широкий кругозор. Мир сегодня меняется очень быстро и важно научиться смотреть на ситуацию со стороны, чтобы не упустить ни открывающихся возможностей, ни потенциальных опасностей. Большие компании тренируют взгляд не с точки зрения отдельного человека, а с существенно большей высоты.

Структурное мышление. Корпорации являются своего рода школой жизни. Здесь учат людей структурировать свои мысли и тезисы. На сложный проект часто отводится ограниченное время, а значит сотрудник должен уметь быстро, понятно и чётко объяснить коллегам своё видение и предложения.

Умение срабатываться с разными людьми. Кто-то может быть потрясающим специалистом, но иметь своих тараканов в голове. Кого-то в силу тех или иных причин нельзя уволить. Крупная организация учит работать со всеми с целью получения наиболее эффективного результата.

Осознание позитивных сторон бюрократических процедур. Возможно, корпорации смогли стать сами собой из-за тщательного подхода к внутренним процессам. Пускай некоторые процессы скучны, но в случае форс-мажоров или крупных изменений они могут защитить вас и компанию.

Понимание того, что бизнес это «про деньги». Ни одна корпорация никогда не сделает ничего, не обосновав результат. Взяв на вооружение эту концепцию, вы будете лучше анализировать потенциальные траты и лучше просчитывать их последствия.

 

Пять вещей, которые надо постигать самостоятельно:

Об отпуске надо забыть. Для успеха нужно уделять бизнесу всё время и мысли. Куда-то уехать и оставить ситуацию без контроля или хотя бы остаться на время без связи с ответственным сотрудником у вас не получится. Если, конечно, вы хотите избежать провала.

«Что достал — то съел». Результатом ваших трудов будет только то, что вы сможете создать и раздобыть самостоятельно. Точных прогнозов не даёт никто. Если вы можете получить какую-то поддержку со стороны – это хорошо. Но вас могут и подвести, поэтому предпринимателю важно рассчитывать только на себя.

Не все люди адекватны. После запуска проекта вам придётся контактировать с совершенно разными людьми. Часто они будут по меньшей мере странными. Следует заранее быть готовым к тому, что придётся иметь дело с личностями, чья вменяемость под вопросом. И если вы ведёте свой бизнес, то находить выход из этой ситуации скорее всего придётся именно вам, а не HR-отделу или службе безопасности.

Выбор делового партнёра сродни выбору партнёра по жизни. Тщательно изучите потенциального партнёра по бизнесу, обращая особое внимание на его ценности и видение будущего. Не вступайте в долгосрочные отношения с людьми, с которыми сейчас хорошо, а дальше вы допускаете, что будет плохо.

Собственный бизнес — это не креативные проекты, а «вечно протекающая крыша». Люди, решившие открыть своё дело с целью заработать много денег и ничего не делать – глубоко ошибаются. Начинающему бизнесмену придётся сталкиваться с огромным объёмом рутинной работы: разбираться с операционной деятельностью и многочисленными проверками, заниматься пожарной сигнализацией, и даже, в буквальном смысле, протекающей крышей.

 

Novikov School – школа, основанная Юлией Митрович в партнёрстве с Аркадием Новиковым. Сегодня это лидер своего сегмента российского рынка, предоставляющий широкую линейку курсов кулинарного мастерства, на которых клиенты учатся готовить у шеф-поваров с мировым именем, а также ресторанного менеджмента.

Юлия Митрович – российская предпринимательница, соосновательница и совладелица Novikov School. Имеет опыт работы в McKinsey & Company, была управляющим партнёром в инвестиционной компании Web Media Group, генеральным директором «ВебТВ», директором по инвестициям группы «Связной», а также заместителем генерального директора «СТС Медиа» по стратегии и цифровым медиа.