Принципы ведения бизнеса от основателя ГК «Белая Дача» Виктора Семёнова

За последние десятилетия группа компаний «Белая Дача» выросла из подмосковного совхоза в крупную структуру с проектами и заводами в нескольких регионах России. Своим опытом развития бизнеса со студентами бизнес-школы СКОЛКОВО поделился основатель и председатель Наблюдательного совета группы Виктор Семёнов.

Виктор Семёнов начал свой путь в «Белой Даче» с помощника бригадира ещё при советской власти. Быстро поднимаясь по карьерной лестнице, вскоре возглавил совхоз, который затем вместе с молодой управленческой командой смог преобразовать в агрофирму. Со временем компания стала развивать не только пищевое производство, но и  крупные проекты по строительству коммерческой и жилой недвижимости в Подмосковье.

Расширять бизнес чаще всего удавалось за счет  партнерств с  международными  и российскими игроками. «Белая Дача» долгие годы была эксклюзивным поставщиком салата на российском рынке для McDonald’s, а также ресторанов быстрого питания KFC и Burger King. Компания IKEA ради сотрудничества с «Белой Дачей» отошла от своих принципов и создала с ней совместное предприятие, первое в своей истории. В 2018 году группа компаний «ПИК» совместно с «Белой Дачей» начала реализацию проекта по строительству более 1,5 млн квадратных метров в жилом квартале «Белая Дача Парк».

Во время своего выступления в бизнес-школе СКОЛКОВО Виктор Семёнов поделился со студентами МВА своими принципами ведения бизнеса:

А) Выполнять обещания В бизнесе следует придерживаться договорённостей. Если этого не делать, то прослывёшь ненадёжным партнёром и с тобой перестанут работать. Был случай на практике, когда «Белая Дача» приняла решение не вести дела с компаниями из одной из соседних республик. Это произошло из-за того, что часть фермеров отказалась поставлять салат, подготовленный для компании, предпочтя сиюминутную выгоду долгосрочным отношениям. Больше контактировать с такими контрагентами у «Белой Дачи» желания не возникало и помогать им поставлять свою продукцию на московский рынок компания не стала. Ценой невероятных усилий компании всё-таки удалось в сжатые сроки найти альтернативные поставки и не подвести своих партнеров, за что McDonald’s отметил Белую Дачу премией «Самый надежный поставщик года».

Б) Работать с лидерами Если вы взаимодействуете с лидерами, то вы можете многому научиться у своих партнёров и использовать полученные навыки в будущем. И не важно, будет это мультинациональная компания с лидирующими позициями в определённом секторе или инновационный стартап, который обладает интересной технологией. С такими компаниями непросто взаимодействовать. Они могут ставить высокие требования к качеству вашего продукта или организации производственного процесса, но это даёт стимул к вашему развитию.

В) Не поддаваться гордыне У вас могут быть потрясающие планы по развитию какого-то прорывного и опережающего время продукта. Однако, если текущие запросы на рынке будут отличаться от того, что вы предлагаете, то вероятность того, что ваше начинание не удастся – очень высока. Вредно занимать позицию «только я один знаю, как нужно делать».

Г) Относится к своему делу как к ребёнку Уделяйте ему много времени, воспитывайте и растите его. Может быть полезным создать в компании «семейную» атмосферу, чтобы коллектив чувствовал себя защищённым и соответственно относился к компании как к семье.

Д) Понимать, что совместный бизнес — это своего рода женитьба Любое дело, которое вы начинаете с партнёром, подобно браку. Если вы договоритесь о деталях вашего сотрудничества «на берегу», то это поможет вам в случае непредвиденных ситуаций не утонуть в дрязгах и тяжбах, а чётко наладить процессы взаимодействия.

Е) Постоянно развиваться Никогда нельзя останавливаться в своём обучении. Если прекращаешь развиваться — ты проиграл. Важно следить за трендами и изучать новое.

Ё) Пробовать себя в разных областях Нельзя делать так, чтобы вы или ваши сотрудники очень долго сидели на одном месте. В этом случае высок риск «забронзоветь» и потерять интерес к происходящему. Например, сам Виктор Семёнов пробовал себя не только в бизнесе, но и в политике, где был депутатом Государственной Думы и даже министром в федеральном правительстве.

Ж) Не замыкать все бизнес-процессы на себя и собственные ресурсы Делегируйте полномочия и доверяйте молодёжи, которая может привнести в эти процессы новые идеи. Полезно отдавать часть бизнеса на аутсорсинг, предварительно чётко обрисовав требования к выполнению этих функций. Следуя этому принципу, «Белая Дача» заключает с фермерами контракты на производство (выращивание) сельхозпродукции, четко оговаривая стандарты качества и производства, которые фермеры должны выполнять.

Белая Дача – группа компаний, которая занимается сельским хозяйством, девелоперским бизнесом, а также благотворительностью. В этом году отметила 100-летний юбилей со дня основания, отсчитывает свою историю от сельскохозяйственной артели «Труд», основанной в 1918г.

 Виктор Семёнов – председатель Наблюдательного совета ГК «Белая Дача». Начинал свою карьеру в 1980г. в тогда ещё совхозе «Белая Дача». Под его управлением «Белая Дача» превратилась в группу компаний, выйдя за рамки производства сельскохозяйственных продуктов. Был депутатом Государственной Думы III-V созывов, а также министром РФ в 1998-1999гг.