HR-клуб бизнес-школы СКОЛКОВО: Как развиваться людям и организациям в эпоху перемен.

Одним из гостей HR-клуба СКОЛКОВО в этом году стал Джузеппе Ауриччио, эксперт в области инновационного обучения испанской бизнес-школы IESE. Портал BeInTrend публикует главные тезисы его выступления.

Одним из главных событий сентябрьского бизнес-фестиваля Московской школы управления СКОЛКОВО стал традиционный HR-клуб – Дискуссионный клуб для директоров по персоналу. Вот уже больше 10 лет регулярно собираются вместе руководители в области управления человеческим капиталом, чтобы поговорить о насущных проблемах, актуальных вызовах и открывающихся возможностях для роста в этой сфере.

В прошлом году началась интересная дискуссия о месте и роли HR в «цифровом будущем», и сегодня мы решили посвятить наш разговор теме развития в эпоху перемен: взращиванию «цифровых» компетенций, поиску и удержанию «цифровых» талантов, адаптации и адаптивности к изменениям.

Мы пригласили к участию в дискуссии Ларису Зелькову, старшего вице-президента, руководителя блока персонала ТМК «Норильский никель»; Татьяну Кожевникову, директора по управлению персоналом оргкомитета Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России; Яну Кудрявцеву, директора по управлению персоналом IBS; Елену Витчак, профессора практики Московской школы управления СКОЛКОВО; Ольгу Филатову, консультанта по управлению талантами. Специальными гостями клуба стали Сьюзан Голсуорси, профессор по лидерству и организационным изменениями швейцарской бизнес-школы IMD, и Джузеппе Ауриччио, исполнительный директор Learning Innovation в испанской бизнес-школе IESE. Ведущими дискуссии были Марина Карбан, директор Executive Education Московской школы управления СКОЛКОВО, и Руслан Вестеровский, заместитель председателя Центробанка России.

Развитие человека и развитие организации – суть работы команды Executive Education бизнес-школы СКОЛКОВО. Тем интереснее говорить о разных гранях этого сложносочинённого процесса с экспертами-практиками, сравнивать актуальные тенденции в России и Европе. Действительно ли через развитие людей только и может развиваться организация? Почему развитие и обучение персонала именно сегодня становится приоритетом многих руководителей? Заметен ли этот тренд в России?

В первой публикации по итогам нашей дискуссии мы даем слово Джузеппе Ауриччио:

 

Внимание к необходимости life-long learning, постоянного развития человека в течение всей жизни, сегодня обуславливается контекстом глобальной неопределённости. Неопределённость вызывает страх: многие CEO и владельцы бизнеса всерьёз боятся, что их дело может пасть жертвой подрывных технологий. Мы видим много примеров того, как небольшие компании с ограниченными ресурсами выигрывают рынки у гигантов – транснациональных корпораций. Руководители справедливо опасаются, что конкурентные преимущества и ноу-хау, которые ещё вчера приносили им прибыль, завтра могут резко стать устаревшими, и их бизнес перестанет существовать.

Изменения, говорит Джузеппе, существовали всегда – это основа прогресса. Проблема сегодняшнего дня – не сами изменения, а их скорость и непрерывность. Как удержаться в этой среде?

Мы уже научились приспосабливаться: мы готовы чаще пересматривать стратегию, нанимать новых людей, которые умеют работать по-новому, покупать новые машины. Но, к сожалению, ни одна из этих тактик не сработает сама по себе и не сделает вашу компанию устойчивой в мире непрерывных быстрых улучшений. Единственная устойчивая вещь, которая позволит нам успевать за изменениями – это адаптивность, способность видеть, что происходит снаружи, приносить эти идеи в компанию и постоянно адаптироваться к новым условиям труда.

Адаптивность подразумевает готовность к тому, чтобы менять свой стиль работы, отказываться от собственных «лучших практик» вчерашнего дня, быстро осваивать новые практики и снова отказываться от них, когда те перестают работать. Это способность к постоянному развитию, получению новых навыков и компетенций, «научению». Именно поэтому обучение и «обучаемость» персонала становятся для руководителей бизнеса приоритетом номер один.

Но как происходит это обучение? Где и в каких обстоятельствах люди приобретают новый опыт, который становится навыком или перерастает в компетенцию? Традиционное понимание процесса обучения связано, обычно, с ролью преподавателя (тренера, модератора, учителя) и наличием специального пространства (класса, аудитории). Существует также целый спектр практик, которые именуются общим термином «обучение на рабочем месте», и именно они позволяют учиться и адаптироваться быстрее всего. Сочетание обучения в классе и на рабочем месте, а также, по сути, везде, в каждый момент жизнедеятельности – это и есть рецепт для развития адаптивности, по мнению нашего эксперта.

Омни-канальное обучение

Джузеппе вводит понятие «омни», что означает буквально «всё и везде». В маркетинге и ритейле, например, уже давно используется омни-канальный подход (omni-channel), принципами которого являются цельность и согласованность пользовательского опыта по всем каналам коммуникации. И в сфере развития людей, возможно, пора сформулировать подход «Омни-обучение».

Джузеппе дает этому подходу определение через три характеристики:

Непрерывность:

Омни-обучение происходит постоянно. Если представить себе нашу жизнь как серию моментов, следующих один за другим, то мы заметим, что какие-то из них повторяются с определённой регулярностью: ежедневно, еженедельно, ежегодно. Обучение должно происходить именно так: возможно, ежедневно вы читаете книги, статьи, аналитические отчеты; еженедельно вы можете встречаться с преподавателем или коучем; а ежегодно, возможно, у вас будет запланирован курс повышения квалификации, программа развития компетенций в бизнес-школе или корпоративная конференция. То есть идея непрерывного обучения состоит в том, что обучение происходит в моменты, которые вкраплены в нашу повседневную жизнь, и происходят в очень разных контекстах.

Автономность:

Обучение находится в ваших собственных руках: вы сами управляете им для себя. Вокруг человека может быть построено много обучающих моментов, но, если они имеют для него случайный характер, в них нет особого смысла. В обучении важна осознанность.

Отслеживаемость:

Цифровые технологии дают нам возможность отслеживать свой путь ученика, наносить обучающие моменты на «карту» и превращать в данные для последующего анализа и рефлексии.

 

Автор материала – Евгения Феоктистова.