Трансформационное лидерство в Пушкинском музее: как сделать классический музей более открытым и человечным?

Какие черты важны для лидера, ставшего на путь трансформации консервативной, сложно устроенной организации со множеством традиций? Как сделать классический музей более открытым для своих посетителей, при этом сохранив его конкурентоспособность? Директор ГМИИ им А.С.Пушкина Марина Лошак рассказала об актуальных переменах в музее и о своих принципах, которыми она руководствуется при организации процесса трансформации.

Сегодня музеи всё чаще отходят от концепции хранилищ предметов искусства. Консервативные институции проигрывают более чутким к изменениям конкурентам. В Пушкинском музее хорошо осознают необходимость в переменах и большей открытости миру.

В классическом понимании музей представляется местом, где можно получить какую-то информацию или знания. Но сегодня люди приходят в музей не только за информацией, а скорее за эмоциями. И институция должна быть наполнена этими эмоциями.

ГМИИ им А.С.Пушкина не только поддерживает постоянную экспозицию и организует показы коллекций из иностранных музеев, но и становится социокультурной площадкой. Реализуется концепция «Музейного городка», в рамках которой будут открыты новые и реконструированы старые площади, где будут не только экспозиционные залы, но и лекционные помещения, магазины, общественные пространства.

Несмотря на то, что «цифровые» экспонаты не могут заменить посещение музея вживую, ГМИИ им А.С.Пушкина активно занимается оцифровкой коллекции. Это даёт возможность показать экспонаты музея большему количеству людей. Формируется новое направление в музее «Пушкинский XXI». Музей собирает первую в России коллекцию медиаарта. Растёт присутствие музея в соцсетях, готовится к открытию онлайн-академия, где можно будет найти собрание лекций и выступлений сотрудников музея и приглашённых экспертов, а также ознакомиться с онлайн-трансляциями и вебинарами.

Марина Лошак, при которой ГМИИ им. А.С. Пушкина движется по своему пути к новым направлениям, выставкам и концепциям, видит свою работу как большое приключение. Она рассказала слушателям СКОЛКОВО о лидерских принципах, которыми руководствуется в своей деятельности.

Лидер начинает трансформацию с себя. Нужно самому чётко представлять и понимать, куда вести организацию. Когда это понимание возникнет, нужно измениться в соответствии с ним. Здесь может быть уместна аллюзия на японских мастеров живописи и декоративно-прикладного искусства, которые иногда кардинально меняли свой подход к творчеству, а вместе с этим свой стиль жизни и даже имя.

Давать шанс и учитывать потенциал сотрудников. «Если ты любишь быстро бегать – не факт, что все смогут бегать с такой же скоростью». Нужно учиться быть снисходительным и деликатным, давать подчинённым шанс проявить себя и показать то, кем они сами себя видят.

Есть вещи, которые менять не нужно. Иногда человек приходит в организацию и со снобизмом новичка стремится кардинально её поменять. Настоящему лидеру следует уметь увидеть те моменты, которые менять не стоит.

Важен вклад каждого. На примере ГМИИ им А.С. Пушкина можно сказать, что его стремление стать в большей степени обращённой к человеку было бы невозможным без изменения отношения всех сотрудников, включая смотрителей залов и гардеробщиков. Сотрудникам музея необходимо быть дружелюбнее к посетителям, знать иностранные языки. Человек в зале должен любить то, что он показывает. Перед всеми выставками Пушкинского, которые связаны с какими-либо нетрадиционными решениями, проходят лекции для смотрителей, где художники или кураторы рассказывают о том, что они делают, как они работают. Это делает смотрителей частью происходящего.

Чтобы лучше понимать коллег и подчинённых лидер должен обладать хорошим чувством юмора. Это позволит сгладить острые углы во взаимоотношениях, которые неизменно возникают в устоявшейся организации при переменах, и поможет коллегам лучше понять друг друга.

Открытость. Наша жизнь быстро цифровизуется, появляются новые тренды как в мире в целом, так и в искусстве, в частности. Нельзя отгораживаться от того, что происходит вокруг. Пушкинский всё больше внимания уделяет работе с молодёжью через сеть и всё чаще предоставляет площадки представителям современного искусства.

ГМИИ им. А.С. Пушкина – один из известнейших российских музеев, обладающий значительной коллекцией иностранного искусства, включающую шедевры Пикассо, Рембрандта, Родена. Согласно данным музея его фонды насчитывают порядка 700 тысяч единиц хранения, а годовая посещаемость составляет 1 300 000 зрителей.

Марина Лошак – российский деятель искусств. Была назначена директором ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2013 году. В своей деятельности делает акцент на международное сотрудничество, проводит масштабную реконструкцию музея, а также в рамках проекта «Пушкинский XXI» реализует проекты, отражающие связь классического искусства с современным. Выступление подготовлено по мотивам выступления Марины Лошак перед слушателями корпоративных программ бизнес-школы СКОЛКОВО.