Возникновение «умного бизнеса» и новые стратегические принципы

Новые технологии радикально меняют правила игры в бизнесе, зачастую подталкивая компании к сотрудничеству вместо конкуренции. В книге “Умный бизнес: что успех компании Alibaba приоткрывает о будущем стратегии” Минг Зенг, директор по стратегии китайской технологичной компании Alibaba Group, рассуждает о этих веяниях и о том, на чём основывается «умный бизнес». Этот отрывок, специально отобранный для BeInTrend, рассказывает о том, как сетевая координация и интеллектуальная обработка данных способны привести к новому социально-экономическому порядку.

В Alibaba каждое звено в цепочке создания добавленной стоимости разбивается на небольшие модули и затем встраивается в сети, работа которых оптимизирована с использованием технологий. Также в компании значительная доля принятия бизнес-решений зависит от алгоритмов. Столь масштабное использование инновационных технологий меняет многое. Данные становятся первостепенным активом, фактором, который определяет производство. Стратегия перестаёт быть совокупностью анализа и планирования, но становится скорее процессом, основанном на экспериментах в реальном времени и вовлечении потребителя в действо. В «умном бизнесе» привычная конкуренция отходит в сторону, уступая место новым формам сотрудничества между бизнесами и мириадами других игроков. Когда стратегия больше не зиждется на конкуренции, но фокусируется на координации – способы создания стоимости полностью трансформируются. А когда компании начинают использовать машинное обучение не только, чтобы автоматизировать рутинные бизнес-процессы и взаимодействие с потребителем, но также чтобы постоянно улучшать эти моменты, радикально меняется и роль менеджмента в создании стоимости. Организации перестают быть статичными и иерархичными структурами, которые нуждаются в управлении и контроле. Они становятся скорее динамичными и меняющимися сетями взаимосвязанных игроков на рынке, которые должны быть вовлечены в процесс через миссию и возможности.

Не стоит обманывать себя, думая, что сетевая координация и интеллектуальная обработка данных – единственные инструменты, которые релевантны для интернет компаний и для людей цифровой эпохи. Я работал или изучал производителей мебели, компании по производству одежды и салоны красоты в Китае и все эти довольно традиционные компании преобразуются, чтобы использовать новые возможности. На самом деле, именно моё глобальное видение ситуации привело меня к этой новой теории в стратегии. Сетевая координация и интеллектуальная обработка данных иллюстрируют то, что вы можете получить, когда сочетаются передовые технологии Запада с динамизмом инновационной бизнес-модели Востока.

Китайские компании лучше способны пользоваться преимуществами сетевой координации, аккуратно сводя воедино бизнес-акторов вместо того, чтобы выстраивать корпоративные структуры.

В Китае гораздо больше возможностей для того, чтобы переформатировать целые сектора с учётом влияния интернета. Это связано с тем, что для большинства китайских отраслей характерны слабая инфраструктура и небольшое количество доминирующих игроков. Компании в США с большего тяготеют к тому, чтобы добиваться успехов в интеллектуальной обработке данных, используя передовые достижения в машинном обучении. Эти элементы используются для того, чтобы автоматизировать создание знаний, применять технологии в сферах распознавания изображений, перевода с одних языков на другие и секвенирования ДНК. Годы исследований и опыта ведения бизнеса в обеих странах убедили меня, что силы сетевой координации и интеллектуальной обработки данных, особенно, если они работают вместе, влияют на все типы бизнесов, как старые, так и новые.

Сети или данные, в той форме, в которой я представляю их здесь – это не новые концепции. Но раньше они не были сведены воедино в некоторую теоретическую совокупность. Они есть двойная спираль, из которой складывается новая ДНК бизнеса. Целостная картина открывается если на бизнес «смотреть с двух колоколен», как Запада, так и Востока. Только тогда, когда инь и ян Запада и Востока, данных и сетей, соединяются, мы можем увидеть ясную картину будущего. Только в этом случае мы сможем эффективно сформулировать стратегию в настоящем.

Стратегия, как ей учат в бизнес-школах с начала девяностых, фокусируется на конкурентных преимуществах через или позиционирование на рынке, или ключевые компетенции. Но источники конкурентных преимуществ кардинально изменились. Бизнесы нуждаются в новом стратегическом подходе, который созвучен эпохе доминирования сетей и данных. В рамках этого подхода компании будут использовать сетевую координацию, чтобы обходить конкурентов по полезности, масштабу и охвату, а также применять интеллектуальную обработку данных, чтобы сделать свой бизнес «умным» настолько, чтобы быстро приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и умах потребителей. Мы выяснили, что наиболее успешные интернет-компании и США, и Китая достаточно искусны в вопросах, связанных с сетями и данными. Это наблюдение справедливо для всех компаний, которые будут успешными в экономике будущего.

Существование и развитие буддизма в Китае подарило нам афоризм: «В буйном смешеньи ярких цветов проявляется формальный порядок». Аналогично, казалось бы, беспорядочный всплеск новых идей и бизнес-моделей не хаотичен, по факту, в нём рождается новый порядок.

Печатается с разрешения Harvard Business Review Press

Все права защищены

Минг Зенг “Умный бизнес: что успех компании Alibaba приоткрывает о будущем стратегии”

(Ming Zeng Smart Business What Alibaba’s Success Reveals about the Future of Strategy. Harvard Business Review Press, 2018)