В чём «секрет успеха» авиакомпаний-лоукостеров?

На чём строится философия авиакомпании-лоукостера? Как бюджетный авиаперевозчик достигает и поддерживает высокие показатели эффективности? Об этом на выступлении в Московской школе управления СКОЛКОВО рассказал генеральный директор компании «Победа» Андрей Калмыков.

«Победа» – довольно молодая компания, основанная в 2014 году. Однако, даже за такой короткий период компания добилась успехов по множеству показателей, включая объёмы перевозок. «Победа» – чемпион мира по себестоимости лётного часа и прибыли на одно воздушное судно.

Достижение и поддержание низких затрат – главный принцип, задающий рамки деятельности и мышления бюджетных авиаперевозчиков. Компания-лоукостер экономит абсолютно на всём, кроме безопасности.  Часто масштабная экономия достигается путём отказа от предоставления ряда функций, привычных клиентам других авиаперевозчиков. «Победа» предлагает потребителям помогать ей экономить, выбирая услуги дешевле чем у конкурентов. При этом оговаривается возможность доплатить за какие-то из услуг, или предупреждается о невозможности сделать для своих пассажиров что-то, к чему привыкли клиенты «Аэрофлота» или «Lufthansa».

Основные слагаемые успеха лоукостеров, помогающие экономить или больше зарабатывать, были придуманы задолго до создания первого российского бюджетного авиаперевозчика. Принципы ведения бизнеса «Победы» универсальны и могут быть использованы любым другим новым игроком на этом рынке.

Покупка новых машин. Как ни парадоксально, этот подход позволяет очень сильно экономить. Во-первых, концерны Boeing и Airbus, предлагают авиакомпаниям более низкие цены, чем банкам или фирмам, занимающимися лизингом. В каком-то смысле лизинговые компании рассматриваются как прямые конкуренты авиапроизводителей. Авиапроизводители понимают, что перевозчики будут получать прибыль от использования, а не от перепродажи их продукции. Во-вторых, новым самолетам реже нужен ремонт, и они могут проводить в воздухе максимальное количество времени. Тем самым компании эксплуатируют технику по максимуму. В-третьих, платежи за машины, взятые в лизинг, привязаны к количеству часов, проведённых бортом в воздухе. Чем больше они летают, тем выше лизинговые платежи, а соответственно и себестоимость полётов. Поэтому при активной эксплуатации покупка самолета оказывается выгоднее лизинга.

Экономия на топливе за счет big data. Растущие цены на топливо являются одной из крупнейших статей расходов авиакомпаний. Малейшие изменения в работе систем самолёта могут повысить или понизить потребление топлива. «Победа» эксплуатирует самолёты Boeing 737-800 и сотрудничество с американским производителем даёт ей доступ к базам данных, которые Boeing собирает со всего произведенного парка судов. В этих базах можно найти информацию об эффективном использовании возможностей самолёта и уменьшении расхода авиатоплива, обходящегося «Победе” в миллиарды рублей ежегодно.

Оптимизация времени на наземное обслуживание. Чтобы борт использовался эффективнее, он должен быть задействован в полётах по максимуму. Для этого наземные службы должны работать как часы, готовя приземлившийся лайнер к новому взлёту максимально быстро. «Победа» придерживается пятиминутного стандарта на выход пассажиров из самолёта. У традиционных авиакомпаний этот показатель в разы выше. Лоукостер не использует телескопические трапы, а использует два трапа, которые подвозятся к лайнеру, позволяя выводить пассажиров одновременно через два выхода. Сам процесс посадки компания начинает сразу после того, как борт приземляется на взлетно-посадочную полосу. В эту же категорию можно добавить и ограничения на провоз ручной клади.  Неразбериха и очереди, которые регулярно возникают, когда пассажиры располагают большое количество вещей на полках, ведут к задержкам в погрузке и выгрузке людей.

Грамотные административные расходы. Оперативная деятельность компании часто требует много ресурсов. Чтобы этого избежать, «Победа» принимает меры по оптимизации административных расходов. Офис авиакомпании находится за МКАДом, на балансе «Победы» находится только один автомобиль, а благодаря внедрению электронного документооборота траты на канцелярские товары сведены к минимуму.

Постоянный поиск новых способов сэкономить. Как уже говорилось выше, лоукостеры экономят абсолютно на всём. Поэтому растёт важность поиска новых возможностей для экономии времени, денег или других ресурсов. Например, самолётах «Победы» зашиты кармашки на сидениях впереди стоящих кресел. Лоукостер пошёл на этот шаг после того, как стало понятно, что почти всегда в таких карманах оставался мусор. Это требовало дополнительного времени на уборку, а значит и уменьшения эффективности использования самолётов в воздухе.

Принцип «каждый должен заплатить столько, сколько он может». Основной целью лоукостеров является получение прибыли. Поэтому такие компании активно применяют большие данные в своём ценообразовании для повышения маржинальности перевозок. Если где-то проводится бизнес-конференция или намечается визит президента, то по этому направлению в эти даты будет лететь поток бизнесменов, журналистов и чиновников. Поэтому компания активно анализирует даты и маршруты, чтобы предсказать возможные всплески спроса. Также система может рассчитывать, что если чей-то полёт туда-обратно не затрагивает выходные, то этот человек летит по работе и цена может быть выше, чем, если бы он летел к родственникам на уикэнд.

Отсутствие питания на борту. В этом пункте «Победа» не следует распространённым приёмам лоукостеров. Иностранные бюджетные авиалинии получают существенные доходы от продажи питания, в первую очередь алкоголя. Этот принцип не очень применим в России – на внутренних рейсах нельзя продавать крепкий алкоголь. Вместе с этим загрузка питания удлиняет драгоценное время нахождения на земле. Бортпроводник отвлекается на загрузку и не участвует в процессе посадки пассажиров. А администрирование процесса организации питания на борту сильно увеличило бы расходы компании, а значит и цену билетов.

«Победа» – дочерняя компания «Аэрофлота», созданная в 2014 году после того, как её предшественник – лоукостер «Добролёт» – попал под западные санкции. Сегодня компания входит в десятку крупнейших авиакомпаний страны и находится в топ-3 лучших российских авиакомпаний в рейтинге National Geographic Traveler, а также в топ-5 лучших авиакомпаний мира по рейтингу Skyscanner.

Андрей Калмыков – российский предприниматель, возглавлявший лоукостер «Добролёт», а после его ликвидации компанию «Победа». В прошлом основатель и генеральный директор туристической компании «Санрайз тур», помощник министра транспорта, заместитель генерального директора «Аэрофлота». Публикация подготовлена по мотивам выступления Андрея Калмыкова в Московской школе управления СКОЛКОВО для студентов курса MBA 13 сентября 2018 года.