О чём важно помнить, преобразуя компанию?

Какие шаги должен принимать лидер, проводящий трансформацию в компании, и чего следует избегать при таких изменениях, — рассказала на выступлении в бизнес-школе СКОЛКОВО Шломит Груман-Навот, бывшая глава HR подразделений Альфа-Банка и SAP СНГ.

Логика развития компаний ведёт к тому, что организации нуждаются в изменениях, чтобы лучше соответствовать духу времени и запросам бизнеса. Однако, не все трансформации оказываются успешны. Главными камнями преткновения обычно становятся поведение менеджмента и сопротивление со стороны обычных сотрудников, которые не принимают изменения. В этих условиях на первый план выходит роль лидера, способного осуществить трансформацию.

До начала реформирования такому лидеру следует предпринять следующие шаги:

А) Очертить круг стратегических задач, которые призвана решить трансформация. Транзит осуществляется не на пустом месте и должен иметь свои цели;

Б) Определить то, куда перемены сместят фокус организации. Выполнение этого шага позволит чётче определить, что компания в будущем будет ставить во главу угла: клиентов, результаты или, например, обмен знаниями;

В) Проанализировать готовность компании к изменению и то, насколько существующее положение дел отличается от желаемого результата. Чёткая оценка потенциальной реакции на трансформацию позволит лучше оценить необходимые для неё усилия;

Г) Выработать ясное понимание того, как будет проводиться транзит к желаемому. До начала преобразований следует определиться с инструментами, которые будут использованы в этом процессе;

Д) Ответить для себя на вопрос о том, как будет осуществляться управление переменами. Здесь следует определить какие промежуточные результаты нужно достичь и какими методиками измерять успешность процесса.

Чтобы трансформация удалась, лидер должен быть способным к принятию жёстких решений. Он должен обладать видением того, к чему приведут изменения, и работать на достижение поставленных задач.

Также следует помнить, что настоящий лидер должен уметь вдохновить и правильно настроить свою команду на трансформационный лад. Для этого важно, чтобы у сотрудников (как у рядовых работников, так и у руководства) было понимание того, куда будет двигаться компания, а также осознание того, что от них требуется в ходе этого процесса. Этого можно достичь путём постоянной коммуникации с коллегами и подчинёнными, а также воплощая в жизнь необходимые изменения рабочих процессов, которые облегчат трансформацию компании. Можно даже сказать, что непрерывная коммуникация – залог успешности реформирования.

В ходе процесса изменения настоящему лидеру следует быть особо аккуратным в отношении ряда аспектов и избегать следующих проявлений:

1) Назначение «трансформационного лидера». Это почти всегда является ошибкой. Глава реформируемой компании или подразделения сможет повести остальных за собой. А вот «специально назначенный человек» вероятнее всего потерпит неудачу;

2) Постоянная смена курса. Если сегодня процесс движется в одном направлении, а завтра в диаметрально противоположном – это создаст хаос, а не станет залогом успешного преобразования;

3) Избегание принятия решений. Трансформация требует жёстких решений. Нежелание или неспособность принять их будут тормозить процесс или даже откатывать его в обратную сторону;

4) Игнорирование того, что слова сотрудников расходятся с их делами. Люди могут заявлять, что они привержены изменениям, а на деле игнорировать требования процесса или даже саботировать его. Лидер должен пресекать такое поведение на корню, чтобы транзит был успешным;

5) Слишком медленное движение вперёд. Отсутствие видимых итогов – очень сильный демотиватор. Важно, чтобы сотрудники понимали, что процесс идёт и видели результаты этой трансформации.

6) Капитуляция. Если лидер сдаётся и отказывается продолжать преобразование, то почему остальные должны делать это за него?

Шломит Груман-Навот – HR специалист с опытом работы в IT (IBM, SAP), а также банковской сфере (Альфа-Банк). Публикация подготовлена по материалам её выступления перед студентами программы СКОЛКОВО Executive MBA 17 августа 2018 года.