Александр Ларьяновский: новые технологии открывают возможность «коробочных решений» в образовании

Развитие технологий затрагивает всё новые сферы, что позволяет предлагать «коробочные решения» со стандартным набором услуг и заранее известным результатом даже в образовании. Об этом Александр Ларьяновский, управляющий партнёр онлайн-школы Skyeng, рассказал в своём выступлении в Московской школе управления СКОЛКОВО.  

Современная система образования в России базируется на принципах, которые не особо менялись с советских времён, а по ряду аспектов и с 19 века. Тем не менее, новые веяния проникают и в эту область, позволяя лучше оценивать потребности конкретного человека и отвечать им.

Каждый, кто пользуется образовательными услугами, будь то в институте или на занятиях у репетитора, имеет цель, ради которой обучается. Очень часто этот ориентир осознаётся не до конца. Например, человек может считать, что учится, чтобы «стать лучше». Такая цель очень общая и, скорее всего, мотивация, стоящая за ней, будет слабой. Вместе с тем, изучение нужных и интересных навыков, повысит мотивацию человека и поможет закрепить результат. Да и сам человек увидит пользу от того, что сможет применить новые знания.

Существует парадокс, что чем масштабнее цель и, соответственно, чем дальше до неё идти – тем больше вероятность того, что человек остановится на полпути, т.к. не будет видеть итогов своих усилий. По этой причине можно разбить процесс на небольшие отрезки, каждый из которых будет заканчиваться осязаемым и, по возможности, предсказуемым итогом для этого человека.

Образование – это, своего рода, шаманство. Ведь почти никогда нельзя предсказать результат, который получишь на выходе и как долго придётся идти к конечной цели. Однако, разбиение обучения на много маленьких этапов позволит лучше подводить итоги каждого отрезка и эффективно мониторить процесс, двигаясь к намеченному ориентиру.

Английский нельзя выучить за два занятия, но можно выйти на определённый уровень владения языком за предсказуемый период, например шесть месяцев или два года, в зависимости от текущего уровня и цели. В нашем случае, двухлетний процесс можно разделить на много уроков, каждый из которых позволит человеку уносить с занятия что-то новое и интересное именно ему. Технологии по сбору и анализу данных позволяют изучить человека и предложить образовательный продукт по его запросу. Например, вегетарианца вряд ли заинтересует изучение темы приготовления стейков, а вот новые рецепты вкусных салатов могут его увлечь и повысить мотивацию заниматься.

Александр Ларьяновский рассказал, что для того, чтобы эффективно сочетать достижение клиентами поставленных целей и качество преподавания, онлайн-школа работает над «коробочными решениями» в образовании. Эти решения Skyeng имеют ряд черт, которые могут быть применены и другими компаниями, если те захотят специализироваться на услугах подобного рода. А именно:

А) Стандартизированный характер.

Когда вы приходите в Макдональдс – вы не ожидаете, что получите высокую кухню. Но вы знаете, что можете рассчитывать на конкретный набор продуктов с заранее известными характеристиками. Идея «коробки» в образовании состоит в том, что после изучения каждого клиента, его знаний, мотивации и обучаемости, можно чётко представлять то, какой итог получишь и когда.

Б) Подбор пары ученик-учитель.

Анализ информации о студенте может помочь в подборе преподавателей, которые лучше подходят конкретному ученику по уровню, личной совместимости и интересам. Для этого, например, можно использовать информацию о студенте, полученную в ходе пробного занятия или при изучении фактов об ученике из открытых источников.

В) Контроль за качеством работы преподавателя.

Стандартизированные решения невозможны без действенного мониторинга результатов работы учителей. Платформа, разработанная Skyeng, позволяет не только отслеживать результаты ученика, но и проверять то, как преподаватель выполняет свои обязанности.

Г) Анализ ошибок студентов и отработка наиболее проблемных моментов.

Упражнения, с которыми справляются все или почти все ученики, не очень эффективны, т.к. скорее всего слишком просты и не дают возможности потренироваться в наиболее проблемных областях. Сбор и анализ данных, которые покажут, что у ученика есть сложности в определённой теме, позволят отработать такие моменты, чтобы на выходе гарантированно получить предсказанный заранее результат.

Skyeng – это онлайн-школа английского языка, существующая с 2012 года. По данным компании, школа сегодня – это более 2,000 сотрудников и более 4,300 преподавателей, которые обеспечивают обучение 34,000 человек. В планах компании также находится преподавание и других дисциплин в будущем.

Александр Ларьяновский – управляющий партнёр и директор по бизнес-развитию Skyeng, который присоединился к школе в 2014. До этого он занимал пост директора по международному развитию компании Яндекс, а ещё раньше был одним из «отцов интернета» в Новосибирске.

Публикация подготовлена по материалам выступления Александра с презентацией 27 июля в рамках программы «Развитие лидерского потенциала руководителей МТС ‘Digital MTS'» в Московской школе управления СКОЛКОВО.