London South Bank University (LSBU): как мечты превратить в действия

Специально для Be In Trend Наталия Овчинникова, кандидат экономических наук, старший аналитик в Центре образовательных разработок (SEDeC) Московской школы управления СКОЛКОВО, рассказала об устройстве одного из самых молодых университетов Англии. На примере London South Bank University Наталия выделила ключевые паттерны, которые могут быть полезны при создании предпринимательской среды в университетах России, а также необходимы для анализа существующей ситуации и возможных путей развития инновационной экосистемы вуза. 

London South Bank University (ранее the Borough Polytechnic Institute) – один из самых молодых  университетов Англии, основанный в 1892 году, получивший статус университета лишь в 1992 году и завоевавший одну из самых престижных премий в области высшего образования – Предпринимательский университет 2016 года по версии Times Higher Education (THE).

Несмотря на небольшие размеры университета (всего около 16 000 студентов) и невысокие места в международных рейтингах QS и THE (находятся в пределах от 750 до 1000 позиции), университет славится своим удивительным предпринимательским климатом и высокопрофессиональным образованием, ориентированным на современный рынок труда. Для того, чтобы проверить это, я отправилась прямиком в The Clarence Centre for Enterprise and Innovation, чтобы все увидеть своими глазами.

Университет находится в деловой части города, вблизи станции метро «Слон и замок» («Elephant and Castle») и в пешей доступности от ключевых достопримечательностей города, таких как Лондонский глаз (Coca-cola London Eye), что повышает его престижность.

Университет, прежде всего, славится своей предпринимательской средой. Особенно надо отметить бизнес-инкубатор, находящийся на его территории и являющимся одним из самых перспективных центров поддержки инновационного предпринимательства в Англии. При входе в здание мы сразу отмечаем, что университет сам гордится своими достижениями и позволяет нам ознакомиться с партнерами и компаниями, которые так или иначе связаны с бизнес инкубатором университета.

London South Bank University (играет одну из ключевых ролей в поддержке молодых предпринимателей и инноваторов на территории Великобритании. После посещения университета я выделила несколько факторов, которые, на мой взгляд, позволили ему завоевать эту престижную премию и безусловную поддержку и уважение в инновационной предпринимательской среде:

1) Развитая инфраструктура и организация пространства внутри университета

Университет изнутри больше похож на большую корпорацию, нежели на высшее учебное заведение в привычном для нас формате. Много свободного пространства, выделенные зоны для переговоров, внутренний двор для нетворкинга и обучения, а также площадка на внутреннем дворе для различного рода мероприятий (от спортивных до выставок изобретений и результатов научных исследований).

Комната для переговоров позволяет обсудить важные деловые моменты за чашкой бесплатного кофе. Студенты также могут организовать встречу с потенциальными или действующими партнерами в комнате переговоров, что является совершенно безвозмездным.

Внутренний двор оборудован столиками, где студенты могут посидеть и поработать, а также рядом находится кофейня, в которой можно угоститься кофе или чаем с пирожными.

Свободная зона для проведения мероприятий позволяет использовать ее как для встреч или обучения, так и для отдыха во время обеденного перерыва.

2) Университет – это открытая площадка для старта бизнеса

Отличительной особенностью London South Bank University является наличие бизнес-инкубатора, на базе которого можно зарегистрировать бизнес. Вы можете быть студентом университета, но это условие не обязательно, так как эта возможность предоставляется всем без исключения. Университет предоставляет офисы, которые берут в аренду владельцы бизнеса и осуществляют свою деятельность на территории вуза. Данные офисы предоставляются по минимальной рыночной цене в аренду, что позволяет начинающим бизнесменам воспользоваться возможностью и получить офис в деловом центре города, что абсолютно нереально реализовать в данном районе у других арендодателей.

По словам стратаперов, в Англии отсутствуют какие-либо налоговые льготы для начинающих бизнесменов, поэтому то, что делает для них университет является «спасательным кругом» для их финансового состояния. Однако, существуют случаи, когда бизнес настолько мал, что оплата офиса при всех скидках ему не по карману. В таком случае, начинающий предприниматель может зарегистрировать свой бизнес на территории университета и получать на этот адрес всю необходимую корреспонденцию и осуществлять необходимый документооборот.

Вам предоставляется комната со столом, телефоном и компьютером, которым вы можете пользоваться наряду с другими арендаторами данного помещения. Этот способ существенно снижает издержки на выведение бизнеса на рынок и его сопровождение.

3) Обучение, ориентированное на рынок

43% студентов университета учатся на очно-заочных программах. Вы спросите, что же в этом хорошего?! Однако, в Англии, например, чтобы работать медсестрой, необходимо высшее образование, которое, благодаря такого формата обучению, можно получить, одновременно, практикуя свои навыки в реальной жизни (например, работая стажером в клинике). Важно отметить, что очно-заочное обучение в Англии котируется по уровню качества наравне с очным образованием. Большую часть материала студенты проходят самостоятельно (и они действительно это делают, а не пролистывают учебники и забывают материал после сдачи зачета или экзамена), а в рамках очной части отрабатывают материал в специальных лабораториях и учебных классах. Подобная ситуация повторяется в разных сферах и областях, в рамках которых проводится обучение в университете. Проведенный анализ рынка и выявление потребностей позволило отформатировать образовательные программы и сделать их ориентированными на клиентов, т.е. студентов и их запросы.

4) «Сильные связи» с работодателями

Университет имеет более 1000 партнеров, которые являются работодателями для студентов данного вуза, и каждый пятый студент получает финансовую помощь от работодателя, который заинтересован в получение высококлассного специалиста в той или иной сфере. Навыки взаимодействия с работодателями, совместная работа над учебными планами и сильный практикоориентированный подход позволяют повышать производительность образовательной деятельности в ответ на требования рынка труда и сокращают производство «ненужных» специалистов.

5) Первоклассное техническое оснащение

Мне удалось посетить медицинский факультет, который оснащен передовыми технологическими установками, позволяющими обучать студентов работе на современном оборудовании. Образовательные классы представляют собой больничные палаты, операционные, детские отделения, где в зависимости от профиля или специализации студенты проводят на обучающей практике ситуационные манипуляции, например, измерение пульса, помощь ребенку при каком-либо заболевании; спасение ребенка, рожденного раньше срока; определение заболевания у взрослого и т.д.

Студенты также отрабатывают разные бытовые ситуации от ухода за лежачим больным, проведения процедур личной гигиены инвалидами до помощи при возможных бытовых ожогах, отравлениях парами газа, обмороков и т.д. Для этого существует специальный класс, который оснащен кухонной утварью, необходимыми домашними приборами, ванной, инвалидными колясками и др. Таким образом, студенты могут на практике отработать все возможные ситуации, где может понадобиться их помощь.

Однако, медициной университет не заканчивается, на обратном пути, я зашла в центр робототехники, где специальная машина создает произведения искусства, которые потом студенты выставляют на конкурсах и других мероприятиях. По словам студентов, работающих в тот момент над статуей для предстоящей выставки, их основной проблемой во всем этом процессе является беспокойство по поводу необходимости переработки отходов, которые пока они не смогли никак утилизировать. В ближайшем будущем они хотят создать продукт, который решит данную проблему. Подобный пример доказывает, что студенты не только бездумно используют техническое оснащение, но также думают об улучшении процесса производства и заботятся об окружающей среде.

6) Сотрудники, заинтересованные в развитии

Несомненно, университет помог создать среду, которая является изобилием возможностей как для студентов, так и для сотрудников, однако, важно отметить, что без последних эта среда не смогла развиваться. Сотрудники искренне заинтересованы в развитии своего университета, поглощены работой со студентами и более 20% из них задействованы в реализации (в качестве ментора, помощника и т.д.) начинающего бизнеса. Именно работа, совместные цели и достижение результата определяют будущее университета. Каждая ступенька в здании мотивирует на создание и движение к намеченной цели.

7) Фабрика талантов и аллея славы внутри университета

Университет дает возможность представить и прорекламировать свой товар в специально отведенной для этого зоне. В эту часть университета не нужен пропуск, вход свободный и любой желающий может зайти и посмотреть последние разработки студентов, а также, возможно, купить продукт или инвестировать в дальнейшее развитие проектов. Университет же, в свою очередь, гордится своими студентами и всячески их поддерживает.

Успех London South Bank University бередит сердца управленцев во всем мире, однако, слепое копирование моделей не дает должного эффекта и в большинстве случаев не работает вообще. Однако, повторим еще раз ключевые постулаты, которые легли в основу деятельности университета:

1) развитие инфраструктуры и организация пространства внутри университета позволяют стать университету площадкой для коммуникации;

2) открытость университета для внешних проектов определяет его успешность на рынке;

3) образовательные программы, созданные в соответствии с запросом рынка, позволяют максимизировать доход университета и привлечение абитуриентов;

4) ориентирование на развитие связей с индустрией и бизнесом позволяют не только обеспечивает поддержку студентов со стороны бизнеса, но также обеспечивает работой студентов по окончании вуза;

5) выделение средств на оснащение аудиторий и классов является приоритетным при построении первоклассного университета;

6) человеческий капитал университета определяет не только его ежедневную повестку, но также стратегическое развитие или упадок;

7) поддержка студентов, которые стремятся сделать что-то во благо страны и мира в целом, осуществляемая в различных форматах, является обязательным фактором успешного развития университета.

В данной статье я постаралась выделить ключевые паттерны, которые могут быть полезны при создании предпринимательской среды в университете, а также для анализа существующей ситуации и возможных путей развития инновационной экосистемы вуза. Как говорил французский писатель и драматург Жюль Ренар: «Опыт – полезный подарок, которым никогда не пользуются». Российским университетам просто необходимо использовать опыт зарубежных университетов, чтобы исключить типовые ошибки и сэкономить время при формировании инновационной среды вуза.