«Человек + машина»: недостающая середина

Как искусственный интеллект повлияет на промышленную сферу, компании и специальности? В своей новой книге «Человек + машина: переосмысление работы в век искусственного интеллекта» руководители консалтинговой компании Accenture Пол Доэрти и Джеймс Уилсон показывают, что наибольшую пользу искусственный интеллект приносит тогда, когда люди и машины взаимодействуют и искусственный интеллект используется для того, чтобы дополнить и расширить человеческие способности. В этой первой из трех выдержек из книги, подготовленных для Be In Trend, авторы описывают «огромное, кипучее, разнородное пространство, в котором люди и машины сотрудничают, чтобы добиться повышения эффективности бизнес-деятельности на порядки». Они называют это «недостающей серединой».

Недостающая середина

Во всей промышленной сфере компании получают выгоду от эффективных команд из людей и машин. Человеческие сильные стороны, такие как изобретательность, находчивость, сообразительность, рассудительность, социальные и лидерские способности, остаются значимыми и актуальными, равно как и достоинства машин, например скорость, точность, повторяемость, прогностические способности и масштабируемость. Когда коммерческие организации осознают сильные стороны тех и других, они могут одновременно повысить продуктивность и мотивированность своих сотрудников и существенно увеличить объемы продаж и доходы.

Хотя определенные профессиональные задачи, возможно, всегда будут исключительной областью либо человека, либо машины, наше исследование показывает, что многие давнишние должности трансформируются и вокруг команд из людей и машин возникают новые должности. Недавно появившиеся должности, возникающие при сотрудничестве людей и машин, принадлежат недостающей середине, как мы это называем, — новым формам работы, отсутствующим, как правило, в современных экономических исследованиях и отчетах. Традиционный подход заключался в том, что человека и машину рассматривали как соперников, борющихся за работу друг друга. Однако такое диадическое представление слишком упрощенно и пренебрегает бесценным сотрудничеством, происходящим в недостающей середине между обеими сторонами.

Простая истина заключается в том, что компании могут достичь наилучших показателей, когда люди и машины работают сообща, как союзники, а не противники, чтобы наиболее эффективно использовать дополняющие преимущества каждой из сторон. Что легко для нас (скажем, свернуть полотенце) — может быть чертовски сложным для машин. А то, что просто для машин (например, обнаружение скрытых паттернов в огромных наборах данных), часто чрезвычайно трудно для нас. Действительно, людям зачастую удается добиться успеха в ситуациях, когда данных мало или вообще нет, тогда как машины преуспевают в ситуациях с массивами данных. Бизнесу требуются оба вида способностей, и именно в недостающей середине происходит такой тип совместной, командной работы. Более того, машинное обучение и другие технологии искусственного интеллекта часто могут функционировать как «черные ящики» — выдавая решения, не поддающиеся объяснению. Это вполне применимо для определенных типов систем, но для других приложений (например, в области медицины или права) обычно необходимо задействовать человека в управлении.

Раньше, когда цифровые средства применялись в основном для автоматизации существующих процессов, у компаний не было недостающей середины, которую можно было бы заполнить. Но теперь, со все более сложными технологиями искусственного интеллекта, делающими возможным взаимодействие человека и машины, развитие недостающей середины стало одной из ключевых составляющих переосмысления рабочих процессов. Такой подход начинается с размышления об искусственном интеллекте как о вкладе в человеческие способности в первую очередь и в технологии во вторую. Такие компании ценят работников, которые легко приспосабливаются, предприимчивы и открыты для переподготовки. Далее, эти компании обеспечивают необходимую поддержку, чтобы их сотрудники и системы искусственного интеллекта гарантированно достигли вместе успеха. Тем самым они закладывают основу для гибких, устойчивых бизнес-процессов, способных выдержать экономические потрясения и ускорение технического прогресса.

Чтобы дальше развивать недостающую середину, коммерческим организациям нужно еще разобраться в способах, которыми люди помогают машинам и машины помогают людям. Именно здесь мы находим суперсовременные профессиональные задачи и намеки на будущие, еще не возникшие, как для человека, так и для машин.

Мы выделяем шесть должностных функций, обнаруженных в недостающей середине.

Люди могут:

  • тренировать машины для выполнения заданий,
  • объяснять результаты машинной работы,
  • обслуживать машины технически.

Машины могут:

  • усиливать человеческую прозорливость и чутье, эффективно используя данные и аналитику,
  • взаимодействовать с человеком на должном уровне благодаря новейшим интерфейсам,
  • воплощать физические свойства, существенно расширяющие возможности одного человека.

Эффективное использование недостающей середины — один из главных компонентов, необходимых для переосмысления бизнес-процессов, но другой ключевой компонент — перекройка самого понятия процесса. Коммерческим организациям необходимо отойти от представления о процессе как о совокупности последовательных задач. В век искусственного интеллекта процессы становятся более динамичными и гибкими. Вместо того чтобы представлять процесс в виде совокупности узлов на прямой линии, следует увидеть его, скажем, как обширную сеть подвижных, переподключаемых узлов или как некую звездообразную структуру.

Напечатано с разрешения Harvard Business Review Press

Все права защищены

Пол Доэрти, Джеймс Уилсон «Человек + машина: переосмысление работы в век искусственного интеллекта»

(Paul R. Daugherty and H. James Wilson. Human + Machine: Reimagining Work in the Age of AI. Harvard Business Review Press, 2018)

Accenture-PD-Book-Background-thumbnail