Десять лет роста: как мировой финансовый кризис  помог образованию

Эксперты бизнес-школы СКОЛКОВО проследили, что главного произошло за последние десятилетие в российском высшем образовании.

2017 год – это не только 100 лет революции. 10 лет назад, в 2007 году, начался мировой финансовый кризис, затронувший практически все сферы жизни и экономики. Как ни странно, примерно в это же время началась целая эпоха великих преобразований в сфере образования.

  1. Лучше меньше, да лучше

Этот принцип как нельзя лучше характеризует, что случилось с российским высшим образованием. Давайте посмотрим: в 2007-2009 годах количество вузов в нашей стране резко выросло – начали активно появляться и развиваться частные учебные заведения. Однако с 2009 года наблюдается обратная картина. Главная причина тому – слияние университетов и закрытие неэффективных филиальных сетей. С 2009 по 2016 год количество российских вузов в общей сложности сократилось с 1134 до 896. Количество государственных вузов сократилась с 660 до 530, а частных – с 474 до 366.

Если в числовом количестве вузов убыло, уровень высшего образования только возрос. Позиции университетов в мировых и глобальных рейтингах – тому подтверждение. В 2016-2017 гг. ведущие российские университеты вошли в такие престижные рейтинги как Round University Ranking, Times Higher Education World University Rankings, QS World University Rankings и другие. Получается, что количество вузов сокращается, но уровень российского высшего образования растет, и российские университеты постепенно начинают выходить на мировую образовательную арену.

  1. Самые лучшие инвестиции — в знания

Как ни парадоксально, государственные инвестиции в сферу высшего и послевузовского образования выросли. С 2009 по 2016 год финансирование высших учебных заведений увеличилось практически вдвое и достигли 513 246 млн рублей, то есть приблизительно 25500 рублей на каждого студента и школьника.

  1. Исследователем быть модно

Данные ЮНЕСКО говорят о том, что количество людей, занимающихся исследованиями в сфере высшего образования, растет с каждым годом. Если в 2007 году этот показатель составлял 8,6% от общего числа работников сфере высшего образования, то в 2015 году он составляет уже 12,11%.

  1. Инженерные науки и технологии «снимают сливки»

С каждым годом государство активнее вкладывается в науку и исследования. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), расходы на исследования и разработки в России с 2008 по 2014 год увеличились с 1,044% до 1,187% от ВВП.

В настоящее время более 70% финансирования науки и исследований приходится на инженерные науки и технологии, 17% – на естественнонаучные исследования, 3% – на медицинские и социальные науки, и менее 2% остаётся на сельскохозяйственные и гуманитарные науки.

  1. Моветон, если ты не онлайн

Всеобщая цифровизация не могла не затронуть сферу образования. Первые крупные российские образовательные онлайн-платформы появились ещё в 2008 году, однако рынок онлайн-образования в нашей стране начал активно развиваться лишь в 2013-ом. К 2014 году в России уже существовало 50 крупных проектов, предоставлявших онлайн-образование. По статистике, 7,2 млн жителей России хотя бы раз проходили обучение онлайн.

В отличие от зарубежного контента, рынок российского онлайн-образования стартовал преимущественно с платной модели, что существенно затормозило его продвижение и развитие. На сегодняшний день количество образовательных онлайн-платформ практически не изменилось, но качество их контента значительно улучшилось.

С 2016 года более 136 онлайн-курсов (33 из которых на английском языке) от крупнейших российских университетов доступны на платформах Coursera и edX. Число слушателей из России, выбравших хотя бы один курс, достигло 1 млн человек. Это в два раза больше, чем в 2015 году.

Как показывает практика, кризис-это необязательно отрицательный опыт, он может быть началом больших преобразований, а также стартом для новых проектов и идей, главное – правильно воспользоваться предоставленным шансом.

(изображение: Mindandi, freepik.com)