TED 2017: города будущего

Сегодня более половины населения Земли живет в городах, и эта тенденция, по-видимому, сохранится. На конференции TED в Ванкувере неоднократно понималась тема улучшения городской жизни. Хелен Эдвардс подготовила обзор идей, прозвучавших в выступлениях экспертов.

Историю Детройта нередко рассматривают как один из ярких примеров упадка некогда великих городов. Город, «поставивший мир на колеса», родина компании Motown, в 2013 году Детройт пострадал от крупнейшего в Соединенных Штатах муниципального банкротства. Его долг оценивался в 18–20 млрд долл. США. Тем не менее не все его жители готовы сдаться. Так, представительница общественной организации Девита Дэвисон поясняет, что «особенности упадка Детройта фактически превращают его в идеальное место для ведения городского сельского хозяйства. Например, многочисленные пустующие и заброшенные участки представляют собой идеальное место для создания городских микроферм — а таких участков более 1500!» Проект Дэвисон под названием FoodLab предусматривает не только выращивание, но и переработку продуктов питания. Отсутствие официальной инфраструктуры и финансирования заставило Дэвисон импровизировать. Дочь и внучка проповедников, она решила при организации независимого производства задействовать мало используемые церковные кухни. По ее мнению, созданием будущего городов должна заниматься общественность. «Наряду со здоровой пищей мы создаем социальное единство, — говорит она. — Мне кажется, что самые важные городские инновации рождаются не в Портленде или Нью-Йорке, а в таких городах, как Детройт».

Специалист по градостроительному проектированию Питер Калторп считает, что совершенствование городов имеет колоссальное значение для выживания человечества. Его процессно-ориентированный инструмент планирования Urban Footprint позволяет проектировщикам сравнивать и противопоставлять различные сценарии развития городов, избегая проблемы их бесконтрольного разрастания. Калторп — сторонник «разумного роста». Он представляет семь универсальных принципов развития городов:

1) сохранение природной среды, истории и сельского хозяйства;
2) создание многофункциональных зон и зон смешанного дохода;
3) обустройство мест для прогулок;
4) формирование велосипедной инфраструктуры;
5) создание уличных сетей с различными типами улиц и множеством разнообразных маршрутов;
6) организация транспортной системы;
7) создание городской иерархии на основе транспортных маршрутов, а не с учетом наличия свободных земель.

Cities: Skylines — это градостроительный симулятор, который позволяет игрокам «заниматься городским планированием, управляя зонированием, размещением дорог, налогообложением, коммунальными услугами и общественным транспортом. Игроки поддерживают городской бюджет, работают с населением, решают вопросы здравоохранения, благосостояния, занятости и загрязнения окружающей среды (земля, вода, уровень шума), регулируют транспортные потоки и другие факторы». Игра вышла в 2015 году и получила благоприятные отзывы. На данный момент продано уже более 3,5 миллиона копий. Ведущий дизайнер Каролина Корппу рассказала аудитории TED о том, как ее компания изучает данные, полученные в ходе игры, стараясь понять, каким люди видят будущий городской ландшафт: «Что они делают — придумывают новые города или воспроизводят существующие? Строят на основе координатной сетки или следуют естественному ландшафту? Станут ли города более удобными для пешеходов?»

Всем известно, что трафик — одна из основных причин недовольства городской жизнью. «Целые города приносятся на алтарь автомобилизации», — объясняет культуролог Джеффри Шнапп. Он полагает, что решение заключается в переходе от «подвижности к перемещаемости». «Перемещаемость» представляет собой новую характеристику городского пространства, которое занимают новые виды транспорта, повышающие качество нашей жизни. Gita — это небольшой робокар, который в настоящее время проходит испытания в Piaggio Fast Forward. Он способен построить 3D-карту всего, что встречается на его пути. Другой подход к решению проблемы трафика предлагает серийный предприниматель Илон Маск. Он основал компанию The Boring Company, задача которой заключается в создании под Лос-Анджелесом сети туннелей. Концепция Маска предусматривает использование подъемника на два парковочных места, опускающего автомобили прямо в туннели, где специальные «авторолики» перевозят их на скорости до 200 км/ч. «У вас должна быть возможность добраться из Вествуда в Лос-Анджелес (18,2 км) за 5–6 минут». Тем не менее некоторые предлагаемые решения не находят положительного отклика. Так, Маск не рекомендует внедрять летающие автомобили, серьезно опасаясь падения деталей: «Такая ситуация проблем не убавит». Футуролог Анаб Джейн, в свою очередь, указывает на обратную сторону чрезмерно активного использования дронов в качестве средств доставки. Ее дизайнерская фирма Superflux специализируется на разработке материальных моделей возможного будущего. Она создала яркий — и ужасающий — сценарий, в котором беспилотники непрерывно летают над городом. Во многих случаях неприемлемость решения можно осознать, лишь прочувствовав на себе его последствия.

Непредвиденный побочный эффект некоторых проектов городского развития заключается в повышении уровня социальной изоляции. «Возможно, одиночество становится результатом формирования урбанизированной среды, зарождается в тех самых домах, которые мы выбрали для жизни», — комментирует архитектор Грейс Ким. Недавнее исследование показывает, что во многих городах одиночество достигло масштабов эпидемии. Среди одиноких людей много больных с высоким риском смерти и людей, страдающих от других социальных проблем. В качестве одного из решений предлагается увеличить число мест, организованных по принципу кохаузинга — сообщества, в котором люди имеют собственное жилье, но при этом некоторые внутренние и внешние зоны делят с соседями.

Обзор подготовила Хелен Эдвардс. В ближайшее время все видео будут появляться на сайте www.ted.org
Все права на фотографическое изображение принадлежат фонду TED.