Какие отрасли преобразуются следующими?

Во втором отрывке для из книги «Dual Transformation», обсуждаем отрасли медицинского оборудования, автомобильной промышленности и в сфере профессиональных услуг. 

Медицинское оборудование

Глобальные перемены в сфере здравоохранения связаны с переходом от централизации к децентрализации мест обслуживания, а также с переходом от наблюдения у специалистов к самолечению. Новейшие технологии позволяют радикально перестроить многие секторы системы здравоохранения. По мере того как производители полупроводников неуклонно следуют закону Мура, компьютерные устройства становятся все компактнее и потребляют меньше энергии. Это привело к взлету так называемых «нательных технологий»: от узкоспециальных напульсников (как простейший шагомер Fitbit) до более сложных устройств вроде умных часов от Apple и Samsung или оптики с продвинутыми технологиями (например, экспериментальных очков Google Glass). Разумеется, не все эти инициативы ждет успех (проект Google Glass на сегодняшний день обернулся провалом), но компьютерные технологии все активнее прячутся в аксессуары, ткани и (в обозримом будущем) под кожу. Эти тенденции позволяют производителям медицинского оборудования делать его все более технологичным и сложным, а также наблюдать состояние пациента и проводить диагностику без посещения больницы. Генетические исследования развиваются столь же быстрыми темпами, позволяя ставить более точные диагнозы и назначать верное лечение. Компании вроде IBM активно создают и совершенствуют технологии для обработки огромных массивов данных, например аналитическую платформу Watson.
Эти тенденции могут кардинально изменить отрасль здравоохранения. Место компаний, сосредоточенных на лечении, угрожают занять компании, занимающиеся мониторингом и предотвращением заболеваний, а связанные с этими процессами устройства, например умные часы и сенсоры, получат широкое распространение. Но история позволяет предположить, что главная роль будет отведена людям, которые разработают комплексную бизнес-модель, включающую одновременно сбор и обработку данных и поощрение определенных решений потребителей.

Некоторые компании в многообразной экосистеме здравоохранения уже пытаются извлечь выгоду из этих тенденций. Например, в начале 2000-х годов Nestlé приняла стратегическое решение сменить имидж продовольственной компании на образ производителя здорового питания. В июле 2016 года ее Национальный институт здравоохранения заявил о сотрудничестве с компанией Samsung в целях «наилучшего понимания человеческого организма и достижения благополучия миллионов людей». Вероятно, в будущем производители питания и бытовой электроники сравняются с гигантами в сфере медицинского оборудования, обеспечивая здоровье своих клиентов и предотвращая заболевания не в больницах, а за счет изменения повседневного образа жизни.

 

Автомобильная промышленность

Учитывая возраст большинства читателей бизнес-книг, мы предполагаем, что для вас одним из самых значительных событий в жизни стало получение водительских прав. Свобода! Неудивительно, что столько песен 1950-х и 1960-х годов было посвящено автомобилям. Серьезное вложение в дорожную инфраструктуру мирового класса. Дешевый бензин. Доступные машины. Если сложить эти факторы, как пели The Mamas and the Papas в 1966 году, ты мог бы «поехать, куда захочешь».

Но мир не стоит на месте. Сейчас потребители, чтобы добраться из точки А в точку Б, достают смартфон и вызывают Uber или Lyft. Вместо того чтобы покупать собственные автомобили, они берут их в краткосрочную аренду у Zipcar (которую Avis Budget Group приобрел в 2013 году за 500 млн долл. США). В 2005 году Себастьян Трун, один из изобретателей Google Street View, возглавил команду, чей роботизированный автомобиль выиграл приз в 2 млн долл. США Министерства обороны США. Следующие десять лет Google продолжала инвестировать в разработку беспилотных автомобилей и выступала за изменение норм, что позволило бы таким машинам стать полноправными участниками дорожного движения. В 2014 году Google представила новый автомобиль без колес и педалей. В августе 2016 года в Сингапуре на дорогах экспериментального квартала с причудливым названием Фузионополис появилось первое беспилотное такси. Сцены с множеством беспилотных автомобилей в фильмах «Я, робот» и «Особое мнение» все меньше похожи на научную фантастику и все больше на ближайшее будущее. И это уже не говоря о взлете индустрии электромобилей.

Распространение беспилотных автомобилей повлияет на всю автомобильную инфраструктуру. Несколько примеров.

  • Парковка занимает значительное — и дорогостоящее — место в черте города. Что если о ней больше не нужно будет беспокоиться?
  • Компании вроде GEICO и Progressive сформировали почти весь свой капитал за счет страхования водителей. Что если машины перестанут разбиваться?
  • Бюджет некоторых правительств пополняется за счет штрафов за превышение скорости. Что если автомобили будут строго соблюдать скоростной режим? 
Без сомнения, через пару десятилетий автомобильный мир кардинально преобразится. Автомобильным компаниям придется считаться с новой реальностью и как можно скорее пересмотреть свои бизнес-модели. А также подумать о новых возможностях, которые появляются на стыке автомобильной и компьютерной промышленности, причем в отношении и продуктов, и новых бизнес-моделей.

 

Профессиональные услуги

Учредив Netscape и Opsware, в 2009 году Марк Андриссен совместно с предпринимателем Беном Хоровицем (который также был членом экспертной группы в Opsware) основал венчурный фонд Andreessen Horowitz. За несколько лет он стал одним из самых влиятельных в Кремниевой долине, вложив средства в Twitter, Airbnb, Jawbone, Oculus VR и множество других компаний. В статье для Wall Street Journal 2011 года Андриссен обозначил ключевую инвестиционную тенденцию, с которой согласятся многие предприниматели и руководители: «Программное обеспечение поглощает мир». Первый же абзац статьи, которая получила широкое распространение на Tech-Crunch в 2015 году, обобщает мощный пул программных платформ: «Uber, крупнейшая в мире служба по вызову такси, не владеет автомобилями. Facebook, самый популярный в мире владелец СМИ, не производит контент. У Alibaba, самого дорогостоящего ретейлера, нет ни одного склада. А Airbnb, крупнейший в мире хостер, не имеет реальной недвижимости. Очень любопытная закономерность».

Кажется, что разрушительные веяния современного рынка не могут затронуть поставщиков высококвалифицированных профессиональных услуг — юристов, консультантов по инвестициям и управлению. Но это не так. Ниже перечислены четыре тенденции, которые серьезно повлияют на профессиональные услуги в будущем.

  1. Программные решения. Работа юриста очень сложна, требует обширных знаний и опытных суждений. Однако во многих юридических фирмах основной объем такой работы ложится на плечи низкооплачиваемых помощников. Такие услуги можно автоматизировать или делегировать предприятию с менее дорогостоящей бизнес-моделью (например, LegalZoom). Эта компания, основанная в 2001 году, предоставляет основные юридические услуги по очень доступным расценкам.
  2. Демократичные знания. Скотт Энтони (один из авторов этой книги) вспоминает свои первые годы в качестве консультанта McKinsey & Company. Тогда, в 1996 году, руководство компании считало свою централизованную библиотеку основным конкурентным преимуществом, ведь в ней были собраны очень ценные и труднодоступные отчеты. Но в эпоху общедоступных знаний оно перестает быть конкурентным преимуществом.
  3. Платформы. Пытаетесь решить бизнес-проблему, которая требует много часов кропотливой работы? Передайте эту работу ученому эксперту, который знает, как работать с деталями, на hourlynerd.com. Он сделает все, что вы пожелаете, — в разумных пределах, конечно.
  4. Искусственный интеллект. Как следует из провокационного отчета Оксфордского университета 2013 года, почти 50% работ в США могут быть автоматизированы в течение следующих пятидесяти лет. И речь идет не только о банальном производстве: когнитивные способности компьютеров неуклонно растут, и вскоре они вполне смогут дать совет по инвестициям, предложить ключевое стратегическое решение для компании или разработать для нее налоговую стратегию.

Эти тенденции объясняют, почему в последнее десятилетие отрасль профессиональных услуг пытается консолидироваться, а компании — масштабироваться, чтобы снизить операционные затраты. Также компании экспериментируют с гибридными решениями. Например, компьютеры сейчас могут обыграть даже лучших шахматных игроков, но шахматный гроссмейстер с компьютером буквально непобедимы — по крайней мере, пока. Вообразите, на что способен консультант Innosight, вооруженный вычислительной мощностью Watson. Страшно представить.

 

Dual Transformation: How to Reposition Today’s Business While Creating the Future
Скотт Д. Энтони, Кларк Дж. Гилберт и Марк У. Джонсон
Harvard Business Review Press, 2017 г.

Перепечатано с разрешения Harvard Business Review Press. Все права защищены.