«Двойная трансформация»: пять отраслей через пять лет

Авторы книги «Dual Transformation» выделяют пять отраслей, которые могут существенно измениться в ближайшие пять лет.  Этот отрывок — о грядущих изменениях в  банковском обслуживании и логистике.

В книге Dual Transformation: How to Reposition Today’s Business While Creating the Future («Двойная трансформация: как изменить бизнес и подготовить его к будущему») Скотт Д. Энтони, Кларк Дж. Гилберт и Марк У. Джонсон рассказывают о том, с чем приходится столкнуться компаниям, которые пытаются поддерживать текущую деятельность и вкладываться в будущее развитие. В этом деле главное — выявить тенденции, которые могут вызвать революцию бизнеса и открывают новые возможности для роста.

В первом из двух отрывков, предоставленных для BE in Trend, авторы выделяют пять отраслей, которые могут существенно измениться в ближайшие пять лет, а также подробно обсуждают банковское обслуживание частных клиентов и логистику.

Перемены в бизнесе подобны землетрясению, но насколько верно такое сравнение? Благодаря новым технологиям и развитию сейсмологии мы можем достаточно точно спрогнозировать землетрясения. Мы многое знаем о геологических разломах и о том, в каких областях риск их возникновения выше. Крупным толчкам обычно предшествуют свои сигналы, которые дают людям немного времени, чтобы успеть отреагировать на мощные землетрясения. Хоть остаточные толчки не помогают оправиться от последствий удара, по крайней мере, они свидетельствуют, что главная опасность позади.

Революции в бизнесе действительно схожи с землетрясениями, но с одним существенным отличием. Как и в природе, мы отчетливо видим в отрасли разломы, которые делают ее неустойчивой перед переменами. Однако, в отличие от землетрясений, сами по себе разрушения в бизнесе не страшны — опасны их отголоски. Несмотря на шум вокруг так называемого «большого шока», первоначальные разрушения почти всегда малы и точечны. Лидеры рынка не теряют своих позиций в одночасье: на то, чтобы бизнес-решения новых компаний сформировались, развились и распространились среди аудитории, требуется время. Однако «подземные толчки» повторяются и разрастаются, пока не достигнут той точки, в которой могут опрокинуть даже самых устойчивых лидеров рынка.

Этим переменам подвержена любая отрасль. Мы выделили пять отраслей, которым в ближайшие несколько лет стоит быть особенно внимательными:

Отрасль Разрушительные тенденции Новые конкуренты Возможности для роста
Банковское обслуживание частных клиентов Расчеты без посредников и кредитование между физическими лицами, блокчейн Технологические компании (например, Globe), технологические гиганты Консультативная поддержка бизнеса, основанная на базах данных
Логистика 3D-печать, доставка при помощи дронов, интеллектуальные подключаемые устройства Amazon Отслеживание в реальном времени, новые принципы управления запасами
Медицинское оборудование Интеллектуальные подключаемые устройства, лекарства индивидуального изготовления Apple, IBM, Nestle Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний
Автомобильная промышленность Самоуправляемые автомобили, интеграция автомобилей и коммерции Uber, Apple, Google Транспортные и логистические службы и решения
Профессиональные услуги Демократичные платформы знаний, программное обеспечение, искусственный интеллект Hourlynerd, LegalZoom Программное обеспечение, предоставляющее сложные услуги

Банковское обслуживание частных клиентов

Есть такая присказка: что люди чаще менятют супругов, чем свой банк. Современная банковская политика направлена на удержание клиентов: динамичный темп жизни, автоматическое депонирование и платежные механизмы постоянно укрепляют отношения человека с его банком.

Однако теперь банкам — важнейшим общественным институтам — угрожают новые революционные тенденции. Платежные системы, связывающие клиентов напрямую, например PayPal, который существует уже почти двадцать лет, меняют саму концепцию банковского обслуживания. Повсеместное распространение смартфонов и высокоскоростных сетей, позволяющих всегда оставаться на связи, породили поколение, которому для совершения платежа достаточно провести по экрану пальцем или просто выйти из машины (как в случае с приложением Uber). Рассредоточенные бухгалтерские решения — например опирающиеся на технологию блокчейн, — создают децентрализованные реестры операций, которые исключают мошенничество или манипуляции, хотя вопрос их удобства и широты использования остается открытым. Понадобится ли людям будущего центральное хранилище для сбережений, или банки все больше начнут напоминать Starbucks (на чьих предоплаченных карточках к середине 2016 года скопилось больше 1 млрд долл. США), Apple, Samsung и подобные им?

Как показывает азиатский опыт, телекоммуникационные компании и технологические «новички» тоже представляют серьезную конкуренцию для банков. Например, в 2004 году филиппинский Globe Telecom запустил для своих абонентов GCash — дистанционную систему денежных переводов от членов семьи, живущих за океаном. Это оказалось прекрасным рыночным решением для страны, в которой 10 из 110 миллионов граждан живут за рубежом. За следующие десять лет Globe незаметно собрал базу из более чем миллиона пользователей и дополнил денежные переводы электронными платежами — сервис, жизненно необходимый в стране, где кредитные карты есть менее чем у 10% населения. На момент написания этой книги GCash принимают более десяти тысяч филиппинских торговцев, а Globe имеет все шансы повторить феноменальный успех M-PESA от кенийской компании Safaricom.

В 2003 году Alibaba, китайский гигант в области электронной торговли, запустил собственную платформу онлайн-платежей Alipay одновременно с виртуальным рынком Taobao. В то время в обращении находилось всего три миллиона кредитных карт, и компания Alibaba, как и Globe, воспользовалась этим в своих целях. Многих владельцев банковских счетов беспокоил вопрос надежности сделки: получив банковский перевод, продавец мог не выслать товар. Чтобы не допустить этого, Alipay взяла на себя роль посредника, который списывает оплату с банковского счета клиента и передает ее продавцу лишь после того, как покупатель подтвердит получение товара. Это гарантировало китайским потребителям безопасность интернет-шопинга и дало мощный толчок развитию электронной торговли на фоне слабых законов о защите прав потребителей. Также Alipay присвоила мелким и средним предприятиям статус магазинов на торговых сайтах Alibaba и обеспечила их электронными кошельками для удобного хранения денежных средств.

Alipay приходится выдерживать яростную конкуренцию другой интернет-компании — Tencent. Благодаря своей службе мгновенного обмена сообщениями WeChat она стала самым популярным платежным сервисом для сотен миллионов китайских потребителей и предпринимателей. В Индии Alibaba профинансировала развитие платежной технологии Paytm, чьи электронные кошельки и сопутствующие сервисы должны облегчить жизнь сотен миллионов местных покупателей, у которых нет банковских счетов.

Такие революционные тенденции всегда несут в себе и угрозы, и возможности. Лидеры рынка держатся за старые модели взаимоотношений клиента и предприятий. Исторически складывалось, что предприятия обращаются к банкам за финансированием своей деятельности и роста бизнеса. Но что если бы банки использовали данные о платежах, чтобы предоставлять компаниям дополнительные услуги, помогая им реализовать их скрытый потенциал? Возможно, они могли составить конкуренцию на рынке консалтинговых услуг?

Логистика и доставка

Отрасль доставки кажется наименее инновационной в мире. И в самом деле, товар погружается в контейнер, а контейнер на корабль — что тут можно придумать? Сейчас уже очевидно, что сама идея контейнера — вместительного ящика стандартных габаритов, который можно легко погрузить и транспортировать на любом корабле, — оказалась для отрасли революционной и побудила компании делать корабли больше, а порты эффективнее. Крупные грузовые суда вмещают почти двадцать тысяч контейнеров.

Раньше суда простаивали у причала неделями, а сейчас корабль могут загрузить и выпустить всего за сутки. Однако больше не всегда значит лучше, и в 2016 году отрасль значительно просела из-за перенасыщения.

Что более важно, с развитием таких глобальных технологий, как аддитивное производство (или 3D-печать), доставка при помощи дронов и интеллектуальные подключаемые устройства, ее облик полностью изменится. Аддитивное производство — это технология послойного построения объекта из материала (в отличие от традиционного производства, которое включает вырезание, отливку и сборку). Традиционное производство оптимально в массовых масштабах; аддитивное идеально для очень малых.

На 2016 год 3D-печатью занимались в основном любители или предприятия, которые изготавливали детали на заказ. Однако эта технология постепенно становится качественнее и дешевле. При децентрализации производства 3D-печать может оказать огромное влияние на компании, чья единственная бизнес-модель заключается в перевозке товара из точки А в точку Б.

Нельзя забывать и про беспилотный воздушный транспорт, получивший общее название «дроны». По примеру многих новых технологий дроны изначально использовались военными. Однако затем их стоимость снизилась, и они попали в руки к любителям. Некоторые компании (из самых заметных — Amazon в США и Alibaba в Китае) уже начали экспериментировать с доставкой при помощи дронов. Вообразите мир локализованного микропроизводства, где товары доставляются покупателям по воздуху. Найдется ли в нем место грузовым гигантам?

С другой стороны, интеллектуальные подключаемые устройства предоставляют транспортным компаниям интересные возможности для роста. Главная задача таких компаний — надежно переместить предмет из точки А в точку Б. Возможность в любой момент точно определить его местоположение позволяет не только рационализировать существующие процессы, но и развить новые сервисы. Вопрос в том, захотят ли лидеры отрасли использовать эту возможность или оставят ее производителям комплектующих, поставщикам телекоммуникационных услуг или стартапам.

Dual Transformation: How to Reposition Today’s Business While Creating the Future
Скотт Д. Энтони, Кларк Дж. Гилберт и Марк У. Джонсон
Harvard Business Review Press, 2017 г.

Перепечатано с разрешения Harvard Business Review Press. Все права защищены.