Глобализация: бизнес-модель и образ мышления

Новый выпуск журнала Be in Trend целиком посвящен теме глобальности бизнеса. О том, как на международные рынки выходят крупные российские компании, мы поговорили с Мариной Карбан, руководителем департамента Executive Education бизнес-школы СКОЛКОВО.

Какие стратегии глобализации оказываются наиболее эффективными? Какие компетенции и навыки необходимы менеджерам, чтобы быть успешными на зарубежных рынках? Как российский бизнес работает с вызовами и проблемами, встающими на пути к глобализации? И что же ищет он (российский бизнес) «в стране далекой»?

Марина, как бы ты описала причины, по которым крупные российские компании задумываются о глобализации?

Я думаю, в этом смысле крупный бизнес не очень отличается от среднего, и даже компании с государственным контролем двигаются в эту сторону по общим причинам: доступ к дополнительным рынкам, в том числе валютным, доступ к ресурсам и технологиям, снижение рисков (политических, экономических, законодательного регулирования). Глобальное присутствие дает бизнесу устойчивость, особенно необходимую ситуации уже привычных нам постоянных изменений и увеличения сложности.

Самая главная причина – это, конечно, амбиция руководителя или акционера: видеть свою компанию среди глобальных игроков, иметь репутацию надежного партнера на мировой арене, успешно конкурировать с известными брендами.

С какими вызовами сталкиваются клиенты школы, выбирая путь глобализации?

Конечно, как мы все знаем, здесь возникают всевозможные риски – от политических и страновых до проблем роста и сложностей управления активами на разных рынках. Отдельным препятствием к глобализации становится многократно усложняющееся управление человеческим капиталом и культурой: и здесь возникают сложности как с наймом, ротацией и удержанием персонала на международных активах, так и с изменением привычного стиля работы сотрудников в «домашнем» регионе. Главное, что, на мой взгляд, отличает глобальную компанию от региональной или международной, — это единая культура, ценности и стандарты ведения бизнеса вне зависимости от региона.

Главный вызов, который, на мой взгляд, стоит на пути глобализации – это изменение мышления. Важно понять, что глобализация – это не экспортная экспансия, а совершенно другая позиция и модель бизнеса.  

Многие компании подходят к этой задаче слишком прагматично, фокусируются на отдельном регионе, в который они идут. И часто, к сожалению, именно эта региональная ставка мешает им превратиться в по-настоящему глобальную компанию, а иногда и становится причиной неудачной экспансии. Компании, которые активно встраиваются в международную цепочку создания стоимости, развивают свое присутствие в разных регионах, и подходят к этому комплексно, меняя корпоративную культуру и вкладываясь в развитие новых компетенций, оказываются намного более устойчивыми и легче преодолевают кризисы.

Ты уже назвала несколько важных черт: особенная культура, ценности, встраивание в цепочку создания стоимости… Что еще необходимо глобальной компании?

Для того, чтобы быть успешным на глобальном рынке, нужна ставка на долгосрочность, горизонт планирования как минимум в 10-15 лет, внимательное отношение к репутации, прозрачность ведения бизнеса и социальная ответственность.

Кроме того, конечно, нужна гибкость и готовность подстраиваться под требования различных рынков; умение работать с людьми в разных регионах мира, учитывая особенности коммуникации и культуры (и это проявляется на всех уровнях: от государственных регуляторов, партнеров и клиентов – до сотрудников и местного населения). Совершенно невозможно себе представить выход на любой рынок без способности заключать партнерства, работать в альянсах: в одиночку бизнес в принципе не делается, а на чужой территории тем более.

Можно ли эти компетенции приобрести, наработать? Это то, чему можно научить?

Корпоративные компетенции всегда соответствуют модели управления бизнесом. И как только меняется модель управления с региональной на глобальную, все компетенции начинают кратно расширяться. Происходит смена приоритетов, появляется новый фокус: сама модель глобального бизнеса строится, в первую очередь, на soft skills. И это безусловно то, чему не только можно, но и необходимо учить, именно через обучение появляется шанс изменить культуру.

Растет ли количество запросов на глобализацию и развитие соответствующих компетенций со стороны крупного бизнеса?

Если честно, то, мне кажется, есть потенциал для более существенного роста. Но мне очень нравится та тенденция, которую я вижу в последние 3-5 лет: не только бизнес, но и государство осознает, что невозможно не развиваться в сторону глобальности: мы видим этот запрос в программе развития ВУЗов 5/100, он же – в недавней инициативе Минэкономразвития «Национальные чемпионы»*.


июне 2016 г. Министерство экономического развития Российской Федерации приступило к реализации приоритетного проекта Министерства «Поддержка частных высокотехнологических компаний–лидеров» («Национальные чемпионы»). Целью проекта является обеспечение опережающего роста отечественных частных высокотехнологических экспортно-компаний, лидеров по темпам развития, и содействие в формировании на их базе транснациональных компаний российского базирования. Горизонт планирования проекта рассчитан до конца 2020 г. В марте 2017 года представители компаний из сила Национальных чемпионов приняли участие в стратегической сессии, подготовленной бизнес-школой СКОЛКОВО в рамках партнерства с Министерством экономического развития Российской Федерации, Высшей школой экономики и Российской венчурной компанией.


Такие примеры, на мой взгляд, очень показательны. Для частного бизнеса – то же самое: когда собственный рынок нестабилен, выход на международные рынки становится необходимым для выживания и обеспечения устойчивости. Глобальность как стратегическая ставка, конечно, встречается реже, чем запрос на международность, — но я думаю, это вопрос времени: мы видим по опыту многих компаний, что, если на каком-то этапе не принять такую стратегию для себя всерьез и не изменить всю бизнес-модель, рост остановится.

В чем, как ты думаешь, секрет успеха на пути глобализации?

Секрет успеха, на самом деле, прост и един для компаний любого размера и любой отрасли: соединение корпоративной культуры, ориентированной на глобальность, с поддерживающей ее бизнес-моделью.

Глобализация – это «mindset», осознание того, что ты – человек мира, твоя компания – компания мира, ты встроен в глобальную цепочку поставок, и разница только в том, что можно брать на себя амбициозную, активную роль, а можно не брать. Те, кто готов брать на себя эту роль, побеждают.

Записала Евгения Феоктистова, главный редактор сайта trends.skolkovo.ru