Вопрос всем лидерам: знаете ли вы о ловушках вашего образа?

Пьер Касс и Алин Бюсса рассуждают о том, как важно для руководителей осознание сильных и слабых сторон образа себя и своей команды, который они выстраивают.

Образ… Явления суть обнаружение невидимого
Анаксагор

Реальность — это всего лишь иллюзия, хотя и очень назойливая
Альберт Эйнштейн

Все верно: есть мы и есть образ, который мы создаем (осознанно или неосознанно). Мы — те, кем кажемся! По крайней мере отчасти… и в глазах окружающих.

Но внешность обманчива. Руководители должны учиться различать ширмы, за которыми скрываются люди, и смотреть сквозь них. Иногда продуманный образ — это всего лишь уловка, чтобы ввести окружающих в заблуждение ради собственной выгоды (частый случай на переговорах).

Внешний образ играет важную роль во всех человеческих коммуникациях. Не только люди (например, вы), но и команды (группы, в которые вы входите), организации (корпорации и общественные учреждения) и страны (политические образования) имеют свой образ.

Люди. Каждый из нас — совсем не то, что он думает о себе и каким кажется окружающим. Всегда есть разница между тем, кем мы хотели бы быть и кем являемся на самом деле. Все подвержены такому самообману — некоторые даже утверждают, что природа одарила людей способностью корректировать самовосприятие, чтобы уберечь от неизбежного шока при встрече со своим истинным «я». Судя по всему, лишь немногие могли бы с легкостью осознать и принять себя такими, какие мы есть.

Команды. Многие команды стремятся показать себя с сильной, выигрышной стороны. А для лидеров важно, что о членах команды и их способностях думают окружающие. Поэтому они стараются убедить руководство, что собрали успешную команду и эффективно ею управляют, даже если на самом деле у них много проблем. Такое поведение может стать источником серьезных заблуждений.

Организации. Большая часть деятельности в сфере связей с общественностью (корпоративные коммуникационные стратегии) направлена на создание определенного образа организации: что она собой представляет и на что способна. Порой этот образ оказывается настолько далеким от реальности, что приводит к серьезным этическим проблемам. Но для руководителей, стремящихся впечатлить заинтересованные стороны — клиентов, конкурентов и фондовый рынок (в лице его аналитиков), — реклама и публичное освещение значат очень много.

Страны. Общественные деятели часто прибегают к манипулятивным пропагандистским приемам, чтобы выставить свои действия в хорошем свете, даже если они очевидно противоречат их обещаниям. Политики тратят много времени и сил на создание положительного образа страны. Они знают, что это обман, но у них нет выбора. Это часть их работы.

По сути ничего неправильного в этом нет. Проблема в том, что многие руководители не всегда осознают несоответствия между видимостью и реальностью. Возможно, одна из главных задач внешнего образа — подталкивать нас вперед и помогать меняться. Иными словами, иногда мы становимся теми, кем притворялись.

Несоответствия между нашей природой и нашим образом могут приводить к различным проблемам.

Недопонимание

Из-за разницы в восприятии могут возникать недоразумения и недопонимание. Например, себе я кажусь открытым и непосредственным, а другим — осмотрительным и сдержанным.

Проблема руководителей: для карьерного роста это может стать серьезным препятствием.

Потеря доверия

Если мой образ радикально отличается от настоящих качеств, в конце концов мне перестанут доверять. Меня начнут считать противоречивым и ненадежным.

Проблема руководителей: окружающие решат, что я не лидер, а просто изображаю его.

Этические проблемы

Различие между тем, что я думаю и во что верю, и тем, как веду себя в различных ситуациях, может влиять на мнение окружающих обо мне. Люди могут посчитать меня обманщиком, когда на самом деле я просто проявляю осторожность или страдаю от внутренних противоречий.

Проблема руководителей: полагать, что вы делаете все возможное в сложной ситуации, — недостаточно. Другие тоже должны видеть и признавать это.

Насколько вы осознаете ловушку образа?

Ответьте на следующие вопросы без долгих раздумий.

Случалось ли вам осознавать, что:

  1. Вы говорите не то (или не совсем то), что думаете.
  2. Ваши невербальные сигналы сильно влияют на окружающих.
  3. Люди могу по-разному воспринимать вас.
  4. Ваше поведение не всегда соответствует вашим словам.
  5. Вы каждый день ведете себя по-разному.
  6. Вы не знаете самого себя.
  7. Вас судят по вашим эмоциям.
  8. Ваша гибкость может приводить к двусмысленности.
  9. Все человеческое общение построено на субъективных представлениях.

Результаты:

Если у вас больше 7 «да»: вы полностью осознаете ловушку внешнего образа. Не переусердствовали ли вы?

Если у вас от 4 до 6 «да»: вы понимаете важность образа, но, возможно, над некоторыми ключевыми моментами вам стоит поработать. Вернитесь к вопросам, на которые ответили отрицательно. Рост продолжается?

Если у вас от 1 до 3 «да»: никто не говорит, что вы безнадежны, но у вас, скорее всего, серьезные затруднения с позиционированием. Может быть, вам все равно?