Исследование экомобильности для Департамента транспорта города Москвы

Экомобильность – относительно новый для российской урбанистики термин, обозначающий все виды городских перемещений, которые отвечают принципам экологического качества и социальной инклюзивности. Данная публикация посвящена исследованию данного феномена, проведённому Центром городских исследований бизнес-школы СКОЛКОВО.

К экомобильным видам транспорта относятся: общественный транспорт, пешеходное и велосипедное движение, малые средства личной городской мобильности, такие как сегвеи, электрокары, электрические велосипеды и другие. Концепция экомобильности предполагает смещение акцента в городской политике с передвижения как такового к обеспечению доступа и доступности при условии интеграции всех видов транспорта и наличие выбора между различными средствами.

Экомобильность становится ответом многих городов на целый ряд проблем, вызванных планировочными и транспортными ошибками XX века: транспортный коллапс, деградирующая экология, социальный распад. Инвестиции в развитие среды и инфраструктуры экомобильности связаны с самыми широкими позитивными мультипликативными эффектами для города: они стимулируют коммерческую активность, активизируют рынок недвижимости и способствуют росту налоговых поступлений, создают рабочие места, улучшают инвестиционный климат, ведут к улучшению экологии, микроклимата и привлекательности городского пространства и качества жизни горожан.

Международный опыт демонстрирует важность мониторинга и оценки подобных эффектов для стратегического планирования и оптимизации программ, реализуемых в области экомобильности. Анализ и прогнозирование воздействия таких инвестиций на социально-экономическое и экологическое развитие города лежит в основе публичного обоснования сложных решений, принимаемых с целью переведения транспортной системы города на более экологичные рельсы. Максимизация позитивных эффектов возможна при условии интегрированных систем управления, межведомственной координации и наличия работающих стратегических и программных документов с четким, междисциплинарным целеполаганием и многосоставной системой КПЭ.

Масштабные инвестиции Москвы в пешеходную и велосипедную инфраструктуру последних лет, оказывают значительное влияние на функционирование города. Однако, их критическая оценка и осмысление в контексте существующих управленческих и политических условий до настоящего времени не проводилась. В 2016 г. Департамент транспорта Москвы запустил работу по созданию и реализации системы комплексного мониторинга пешеходной и велосипедной среды города и выделил грант Центру городских исследований бизнес-школы СКОЛКОВО на проведение необходимых первичных исследований. В рамках этого был провел всесторонний анализ опыта 10 городов с наиболее развитой велосипедной и пешеходной средой и значимыми успехами в области экомобильности, включая Лондон, Нью-Йорк, Сингапур, Копенгаген, Барселону, Амстердам, Мельбурн, Торонто и другие, в области администрирования программам экомобильности и мониторинга их общегородских эффектов.

В результате были сформулированы общие управленческие и стратегические рекомендации для Правительства Москвы, предложен ряд аналитических инструментов и методологий, систематизировано более 500 индикаторов, оценивающих количественные и качественные характеристики пешеходной среды и велосообщения, а также социо-экономические, экологические и другие эффекты их развития и предложены различные сценарии развития систем мониторинга пешеходной среды и велодвижения в Москве.

 

С презентацией исследования можно ознакомиться здесь