Как научить школьников основам бизнеса

Говорим о новом продукте бизнес-школы СКОЛКОВО, Стартап Академии Junior, с его создателями и первыми студентами.

Сразу после Нового года десятиклассник Никита Сергеев перевез свою семью в Москву. В столице живут его друзья по Стартап Академии Junior бизнес-школы СКОЛКОВО. Вместе с одногруппниками Никита развивает свой проект – это онлайн бизнес-школа для людей с ограниченными возможностями. Родители, видя серьезный подход и увлеченность сына, не стали препятствовать и согласились переехать в столицу. «Проект уже наполовину готов, и есть инвестор, который им заинтересовался. Я должен быть со своей командой, а она в Москве», – говорит Никита.

Руководитель Стартап Fкадемии Junior Виктория Павлова имеет опыт работы с подростками и не понаслышке знает о всех проблемах молодых людей. «Они, конечно, у всех разные, но можно выделить главную: ребята не сильно мотивированы на успех и не хотят работать, – рассказывает Виктория Павлова. – Большинство подростков просто лежит на диване с планшетами. Они мало читают и боятся взрослой жизни». Родителям, которые многого достигли в бизнесе, сложно принять такой образ жизни: им хочется видеть в своих детях уважение к труду. Многие выпускники бизнес-школы СКОЛКОВО спрашивали – можно ли привести с собой детей? Пусть хотя бы в уголочке посидят, послушают – так формулировали свой запрос предприниматели. В ноябре прошлого года в бизнес-школе Сколково был реализован первый проект по обучению детей основам предпринимательства.

Без скидок на возраст

За рубежом программы, на которых подростков обучают основам предпринимательства, работают уже давно. Курс для подростков, который дает бизнес-навыки есть, например, в США. В рамках программы The National Content Standards for Entrepreneurship Education у подростков стараются развивать предпринимательские способности (Entrepreneurial Skills), базовую грамотность (Ready Skills) и бизнескомпетентность (Business Functions). При этом не обязательно все выпускники выбирают для себя путь бизнесмена и запускают свои проекты. «У нас тоже нет такой цели. Нам важно развить в ребятах быстроту мышления, поработать с целеполаганием, научить их мыслить нестандартно, – рассказывает Виктория Павлова. – В начале мы их спрашиваем: зачем вы сюда пришли? И каждая новая группа отвечает: получить знания. Вы сто процентов их получите, давайте копать глубже. С этого момента и начинается выход из зоны комфорта».

Когда команда Стартап Академии готовила программу первого курса, было принято решение не переделывать материалы «как для детей». В итоге в Junior все также, как и во «взрослой» Академии. «Мы только сократили некоторые модули. И как оказалось, правильно сделали. Пятнадцатилетние подростки прекрасно понимают все «взрослые» термины и способны быстро усваивать информацию, ничуть не хуже 30-летних студентов», – говорит Виктория Павлова.  Главное – разговаривать с ребятами на равных, спрашивать у них совета, обмениваться опытом, работать бок о бок, ни в чем не показывая превосходства. Так создается культура уважения. Ребята ассоциируют себя с бизнесменами, принимают правила игры, и ловят каждую фразу лектора. В итоге, многие учатся более усердно, чем некоторые взрослые, говорит Виктория Павлова.

В начале курса студенты должны придумать, а потом, используя полученные знания, развивать свой проект. Поэтому первый модуль, который читают студентам, рассказывает о том, как вырастить идею и помогает совершенствовать навыки креативного мышления.

Все как у взрослых

Маркетинг, бизнес-планирование, стратегия финансов и основы юриспруденции, развитие лидерских качеств и мотивации, работа в команде, ораторское искусство и навыки самопрезентации – вот неполный список дисциплин, которые изучают молодые бизнесмены. «Одним из важнейший навыков я считаю искусство презентации и развитие ораторских способностей. Многие ребята «зажатые» и стесняются публично выступать. Необходимо устранить этот страх», – говорит Виктория Павлова. Весь курс состоит из нескольких модулей, в которых прорабатываются разные вопросы. В конце обучения каждый студент должен оформить и защитить свой бизнес-проект.

«Главное – видеть цель. Ты просыпаешься, и понимаешь, что если не сделаешь шаг к ней, будет плохо. Мы приходили в 10 утра и работали до 8 вечера. Выбивались из сил, но за счет поддержки команды и лекторов – все дошли до финала», – рассказывает выпускник академии Никита Сергеев. Большинство выпускников продолжают общаться со своими командами и после окончания курса. А некоторые из них создают свой бизнес.

Бизнес-лидеры из 10 класса

Петр Сковородников во время обучения в академии решил создать портал – агрегатор эко-ферм; через него он собирается продавать путевки в экологические чистые регионы, развивая таким образом внутренний туризм. Никита Сергеев увлечен проектом создания бизнес-школы для людей с ограниченными возможностями; личная цель парня – запустить в 2017 году свой бизнес и стать финансово независимым от родителей. «Это один из навыков, который нам дали – ставить четкие и достижимые цели», – говорит бизнесмен.

Артур Борсов пришел в академию со своим проектом и четкой целью: получить необходимые навыки для его развития. Его портал кинокритики wavesmagazine.ru уже работает и генерирует доход. Пока проект развивается за счет личных инвестиций и краудфандинга. В планах – выпуск печатного издания и своих коллекций одежды, привлечение новых авторов и т.д.

Судя по первым двум выпускам эксперимент с «детской» бизнес-школой оказался вполне удачным. Поэтому Стартап Академия Junior станет частью образовательной программы бизнес-школы СКОЛКОВО. «Мы не стараемся сделать всех ребят предпринимателями. Мы лишь хотим показать им один из возможных вариантов будущего и развить в них волю к победе», – подводит итог Виктория Павлова.