«Книжная полка» для новогодних каникул

В декабрьском выпуске рубрики «Книжная полка» Хелен Эдвардс рассказыает о пользе чтения бизнес-литературы. В конце статьи — отличный список  книг must-read.

Многие невероятно успешные бизнесмены не прочли ни одной книги о бизнесе. Писатель Нассим Николас Талеб, известный своими книгами о неопределенности и вероятности, считает, что успех в бизнесе обеспечивает метод «эволюционного перебора» (экспериментирование и адаптация новых идей с целью найти то, что сработает), и восхищается деловыми инстинктами «ливанского базарного торговца», сформированными давними традициями работы на рынке. Однако в быстро меняющейся глобальной среде, в которой сейчас работают бизнесмены, весьма полезным может оказаться стратегическое чтение, помогающее ответить на актуальные вызовы, понять другие культуры, разобраться в новых тенденциях или найти вдохновение.

Многие обращаются к книгам о бизнесе только тогда, когда возникает необходимость расширить свой кругозор. Люди переходят на новую должность, сталкиваются с расширением бизнеса и внезапно осознают, что им нужны новые навыки. Такие книги, как The First Ninety Days: Critical Success Strategies for New Leaders at All Levels («Первые 90 дней. Стратегии успеха для руководителей всех уровней») Майкла Уоткинса и Being the Boss: The 3 Imperatives for Becoming a Great Leader («Трудно быть боссом. Модели успешного лидерства») Линды Хилл и Кента Лайнбека, опубликованные издательством Harvard Business Review Press, предлагают читателям советы о том, как научиться контролю, как оказывать воздействие и ориентироваться в политике, а также взаимодействовать с бывшими коллегами. В основе этих книг лежат серьезные исследования известных теоретиков, работающих в тесном сотрудничестве с деловыми кругами. Для тех, кому нужен краткий обзор авторитетных работ о конкретных областях деятельности, HBR публикует серию 10 Must Reads («10 лучших статей»), затрагивающую множество тем — от стратегического маркетинга до межкультурного управления — и основанную на самых популярных статьях Harvard Business Review.

Наиболее значимые международные бестселлеры HBR представляют стратегические основы, которые лидеры могут применять в своих организациях. Playing to Win: How Strategy Really Works («Игра на победу. Как стратегия работает на самом деле») — книга Алана Лафли и Роджера Мартина, основанная на их опыте чрезвычайно успешной трансформации в Proctor & Gamble. Авторы предлагают план из пяти вопросов, который могут использовать лидеры для принятия стратегических решений в своих командах. Blue Ocean Strategy: How to Create Uncontested Market Space and Make the Competition Irrelevant («Стратегия голубого океана: Как найти или создать рынок, свободный от других игроков») написана профессорами INSEAD У. Чан Кимом и Рене Моборн. Работа опирается на исследование 150 стратегических ходов, совершенных на протяжении более чем 100 лет в 30 отраслях; в ней описан способ нахождения неосвоенных рыночных ниш. В книге Leading Change («Впереди перемен») Джона Коттера приводится восьмиэтапный процесс, который помог достичь целей многим организациям по всему миру.

Широко известно влияние, которое оказал на Стива Джобса один из ведущих мировых бизнес-аналитиков Клейтон Кристенсен. В 2010 году Джобс цитировал книгу Кристенсена The Innovator’s Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail («Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании»), подчеркивая необходимость перехода к облачным хранилищам данных: «Нам важно произвести эту трансформацию по причине явления, которое Клейтон Кристенсен называет «дилеммой инноватора», когда люди, которые изобретают что-то, обычно оказываются последними, кто видит, что за этим стоит, а мы определенно не хотим остаться позади».

Среди бизнес-книг, которые возглавляют списки бестселлеров New York Times и завоевывают такие престижные премии, как «Лучшая бизнес-книга года» по версии Financial Times и McKinsey, часто оказываются работы, которые вдохновляют людей или освещают важные темы. Вместо того чтобы предлагать узкоспециализированные советы по операционным или стратегическим вопросам, эти книги позволяют глубже разобраться в главных тенденциях и людях, которые за ними стоят. Сейчас на вершине списков находятся несколько книг о личностном развитии. В книге Designing Your Life: How to Build the Life You Want («Спроектировать жизнь. Как построить то, о чем вы мечтаете») профессоров Стэнфордской школы бизнеса Била Бернетта и Дэйва Эванса рассказывается о применении принципов проектного мышления для принятия более эффективных решений и поиска новых возможностей. Книга Together is Better: a Little Book of Inspiration («Вместе лучше: маленькая книга вдохновения») популярного спикера TED и автора Leaders Eat Last («Лидеры едят последними») Саймона Синека подчеркивает важность взаимоотношений и готовности обратиться за помощью.

Мемуары и биографии предпринимателей также пользуются огромной популярностью за счет своей способности вдохновлять. Shoe Dog: A Memoir by the Creator of NIKE («Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем») — бестселлер, занимающий второе место в списке лучших бизнес-книг по версии New York Times. Фил Найт рассказывает о том, как он создал культовый бренд спортивной одежды, едва закончив бизнес-школу и имея в кармане только занятые у отца 50 долларов. Книги, написанные специалистами Силиконовой долины о своей работе, особенно интересны, потому что позволяют увидеть, как отдельные люди с помощью технологии меняют целые отрасли. Elon Musk: How the Billionaire CEO of SpaceX and Tesla is Shaping our Future («Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее») — это головокружительная история жизни Маска, написанная Эшли Вэнсом. В книге рассказывается о том, как Маск подвергался жестоким нападкам сверстников в школе, платил за колледж деньгами, заработанными на своих грандиозных вечеринках, о том, как он запустил PayPal и в итоге был вынужден уйти из компании, а также о его любви к ракетам и космосу. Книга также раскрывает деловую хватку Маска, объясняющую его успех. Детально проработанные биографии также попадают в поле зрения крупных премий. Премию «Лучшая бизнес-книга года» по версии Financial Times и McKinsey в этом году получила книга The Man Who Knew: The Life and Times of Alan Greenspan («Человек, который знал: жизнь и времена Алана Гринспена») Себастьяна Маллаби. В этой захватывающей книге подробно рассказывается об интригах и политических махинациях в Совете управляющих Федеральной резервной системы США, председателем которого был Гринспен. Ее ценность заключается в рассказе о формировании современной финансовой системы и анализе совершенных ошибок.

Роль книг в современной бизнес-среде меняется все больше. Кевин Келли в своей новой книге The Inevitable: Understanding the 12 Technological Forces that will Shape our Future («Неизбежное. Понимание 12 технологических сил, которые определят наше будущее») отмечает, что технологии определяют саму сущность познания: «из книгопечатания развились журналистика, наука, библиотеки, закон». Однако потенциал современных технологий значительно превосходит возможности, заложенные в печати. Вот что предсказывает Келли: «в течение следующих тридцати лет специалисты и обычные читатели с помощью компьютерных алгоритмов свяжут всю мировую литературу в единую сеть. Читатель сможет увидеть социальный граф идеи, хронологическое развитие концепции или сетевую карту влияния применительно к любому элементу библиотеки». Книги в их сегодняшнем виде заменит «единая текучая материя, состоящая из взаимосвязанных миров и идей».

 

The First Ninety Days: Critical Success Strategies for New Leaders at All Levels
Майкл Уоткинс
Harvard Business Review Press, редакция 2013 г.

 Being the Boss: The 3 Imperatives for Becoming a Great Leader
Линда Хилл, Кент Лайнбек
Harvard Business Review Press, 2011 г.

Playing to Win: How Strategy Really Works
Алан Лафли, Роджер Мартин
Harvard Business Review Press, 2013 г.

Blue Ocean Strategy: How to Create Uncontested Market Space and Make the Competition IrrelevantУ. Чан Ким, Рене Моборн
Harvard Business Review Press, расширенное издание 2015 г.

Leading Change
Джон Коттер
Harvard Business Review Press, редакция 2012 г.

The Innovator’s Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail
Клейтон Кристенсен
Harvard Business Review Press, переиздание 2016 г.

Designing Your Life: Build a Life that Works for You
Билл Бернетт, Дэйв Эванс
Chatto and Windus, 2016 г.

Together is Better: a Little Book of Inspiration
Саймон Синек
Penguin, 2016 г.

Shoe Dog: A Memoir by the Creator of NIKE
Фил Найт
Simon and Schuster, 2016 г.

Elon Musk: How the Billionaire CEO of SpaceX and Tesla is Shaping our Future
Эшли Вэнс
Virgin Books, 2016 г.

The Man Who Knew: The Life and Times of Alan Greenspan
Себастьян Маллаби
Bloomsbury Publishing, 2016 г. 

The Inevitable: Understanding the 12 Technological Forces that will Shape our Future
Кевин Келли
Viking, 2016 г.