Что такое образовательная позиция и зачем она нужна

Елена Бондаренко, руководитель программы СКОЛКОВО «Практикум для директоров», — о том, какие вопросы важно себе задать, если вы задумались о дополнительном образовании.

«В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать,
а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться».

Элвин Тоффлер

Познание… казалось бы, абсолютная ценность для современного образованного человека. Но, как это ни странно, для того, чтобы по-настоящему узнать что-то новое, человек должен иметь достаточно сильную мотивацию. Больше всех мотивированы на познание дети: они познают этот мир за счет присущего им неугасаемого любопытства, которое, к сожалению, чаще всего оставляет нас где-то по пути взросления. Поэтому у взрослого человека образование, получение новых знаний и развитие происходят несколько иначе.

Увлечь взрослого человека развиваться и познавать еще непознанное, если нет естественного любопытства, может только препятствие, проблема, когда он осознает, что столкнулся со своими границами, и что есть острая необходимость за эти границы выйти. Такая необходимость часто бывает  связана с новым карьерным вызовом, личностным или профессиональным кризисом.  Причем осознание потребности учиться – элемент ничуть не менее значимый в этом процессе, чем само по себе наличие этой необходимости. Без него процесс нахождения в учебном заведении чаще всего превращается в наблюдение со стороны, но никак не соучастие. Образование, развитие – это предельно активный процесс, требующий наличие цели, позиции, интереса.

Проще всего было бы учить взрослых, если бы мы могли воскресить в них настоящее детское любопытство, но это очень непросто, ведь взрослые часто считают, что уже все знают. Поэтому мы начинаем построение такой мотивации на уровне осознания потребности, проблемы. Чем дольше я работаю в школе и занимаюсь образованием, тем больше я задаюсь вопросом, как помочь взрослому, успешному человеку выбрать для себя правильную образовательную программу, поставить самому себе на нее задачу, получить от нее максимальный результат и, собственно говоря, окупить эту инвестицию. Сейчас я все больше понимаю, что не менее важным, чем само содержание образования, является формирование у человека образовательной позиции. Фактически, это его отношение к процессу образования, понимание его смысла, цели и ожидаемого результата.

Для того, чтобы эффективно учиться, ты должен себя в этом процессе, так сказать, осознавать, то есть ты не должен в нем растворяться. Ты должен понимать, что ты делаешь и зачем, и удерживать себя в этом состоянии. Строится этот процесс на нескольких элементах, и мы их используем в том числе на собеседованиях кандидатов на программу.

Первое: мы просим человека восстановить его личную траекторию. Понятно, что к нам приходят деятельностные люди, — как правило, это либо управляющие собственники, либо топ-менеджеры, либо корпоративные предприниматели. Мы просим их нарисовать свою личную траекторию, а именно отметить, какие важные этапы, с точки зрения их собственного развития и развития бизнеса, с ними происходили в течение какого-то периода, причем начало этого пути каждый выбирает для себя сам. Кто-то себя помнит со школы, кто-то — с института, а кто-то — с совсем недавних времен.

Это первый срез — когда человек рисует свой путь, который он прошел к текущему моменту. Отсюда возникает анализ циклов. На самом деле даже без какой-то специальной помощи на этом этапе уже можно выделить цикличность развития своей личной траектории. У многих существует определенная периодизация выбора проектов, построения новых бизнесов, карьерного развития. У кого-то она короткая, у кого-то длинная, но человеку важно это понимать и осознавать, особенно это ценно для предпринимателей и управляющих собственников, потому что это их личный капитал.

Такой же анализ цикличности мы просим человека осуществить по отношению к своему бизнесу и отрасли, в которой он работает. Здесь мы используем классические инструменты бизнес-анализа – определение бизнес-модели, системы управления, рыночных трендов, конкурентов и т.д. Из этой простой схемы часто можно уже сразу увидеть, в чем текущая проблема роста, что мешает бизнесу развиваться дальше, — и соответственно мы пытаемся с человеком определить, как он к этой проблеме относится, какую стратегическую позицию занимает, в чем его ставка. Это второе пространство.

Третье пространство – это пространство будущего. Как человек воспринимает контекст, в котором он находится – бизнес-контекст, страновой и мировой, из чего состоит его видение будущего. И в этом третьем шаге начинает соединяться первое пространство со вторым, таким образом формируя первичный запрос на проект: «А что я буду делать, в рамках какой деятельности, в перспективе столько-то лет, учитывая особенности своего жизненного цикла?» Он еще очень поверхностный, не оформленный, но у человека уже начинает проявляться более или менее осознанное отношение к себе, к своей деятельности и к контуру будущего, в котором он себя видит.

Четвертый вопрос – это как раз та самая образовательная позиция: «Зачем я иду в СКОЛКОВО?» Что этот опыт может мне дать для моего проекта, для моей личной траектории и для того будущего, которое я создаю? Зачем я иду учиться, и какого типа программа мне здесь, действительно, нужна?

А наши программы очень четко разбиваются по этапам жизненного цикла — и человека, и бизнеса. Стартап Академия – старт, MBA – это основы менеджмента и построение своей траектории как лидера, Executive MBA и Практикум – это трансформационные программы (Executive MBA – более длинная, с международным контекстом, Практикум – более короткая, интенсивная, она требует постоянной реализации того, чему ты учишься, в бизнесе).

Самый ключевой элемент, без которого не нужно идти учиться, – это формулирование цели. Из этих 4 пространств человек должен сформировать цель: «Зачем я иду учиться? В чем мой проект? В чем моя ключевая проблема? С чем мне нужно разбираться? С чем я выйду? Какой получу результат? И как я его капитализирую?» То есть нельзя идти учиться с запросом: «Мне надо пойти поучиться», это, на самом деле, очень вредно. Потому что позиция «мне надо пойти поучиться просто так» тебя, скорее всего, подведет: мало ли, группа не та, преподаватель чего-то не то сказал — и ты сразу из образовательного пространства вылетаешь, потому что тебе зацепиться не за что.

А чем четче оформлена образовательная позиция, тем меньше зависит от внешней среды. Ведь что происходит с человеком? С человеком начинают происходить чудеса. Он, имея образовательную позицию, сформулировав цель, начинает учиться на всём, что его окружает: на самой программе, которая идет, на людях, которые учатся рядом с ним, на преподавателях, на книгах, на всем… У меня есть истории, когда люди обучались тому, чему я их вообще даже не учила. То есть у них все время идет тот самый процесс познания, развития, они невероятно мотивированы и начинают впитывать все новое, как те любопытные дети. Сама жизнь становится для человека с такой позицией обучением.

А дальше из позиции ученика, когда человек выпускается, заканчивает нашу программу, он должен переходить в позицию лидера изменений, заказчика на развитие: когда он все новое, что с ним произошло, начинает использовать в своей деятельности, развивать своих сотрудников, партнеров, свое ближайшее окружение. Это важно, потому что всегда сложна ситуация перехода, состоящая в том, что ты же один отучился, а все остальные – нет; ты менялся, работал с собой, а теперь тебе нужно и среду, в которой ты находился, тоже как-то менять, развивать.

Смена этих позиций, возникновение в определенные периоды жизни образовательной позиции у человека, – это и есть те самые циклы развития, которые мы определяем на первом шаге. И отдельный навык, это, конечно, понимать, какой у тебя в данный момент этап цикла личного развития и когда он перейдет в следующий, в какой момент тебе нужно организовать самому себе образование для того, чтобы выйти в позицию ученика и сделать следующий шаг. Ведь для взрослого человека настоящее образование, которое работает с его проблемой, является абсолютной провокацией – на новое понимание, новые смыслы, новые понятия и новую систему представлений, которые неминуемо меняют его реальность.

Когда человек понимает свои цели и четко формулирует запрос на развитие, а мы уже на программе к этому добавляем интерес — к себе, своему делу, окружению, — из такой палитры и получается то самое любопытство, которое делает процесс познания магическим, увлекательным, и взрослые снова становятся детьми. Общая черта у взрослых и детей в том, что ни тех ни других невозможно научить; каждый из нас, на самом деле, может только научиться. Учителя могут только создать правильные условия, организовать здоровую провокационную среду, в которой будет легко расти, открываться новому, не страшно ошибаться. По-настоящему, искренне учиться – что может быть лучше?