HR клуб СКОЛКОВО: «Новая реальность: предположения и факты»

В рамках Бизнес-фестиваля, приуроченного к юбилею бизнес-школы СКОЛКОВО, департамент Executive Education провел традиционную встречу для руководителей в области управления персоналом. В продолжение темы праздника «Next 10 Years» говорили о том, какие тенденции будущего важно не пропустить HR-директору.

Будущее определяется, с одной стороны, небывалыми темпами технологического прогресса, а, с другой, неуклонно стареющим населением и увеличением продолжительности жизни (что косвенно тоже происходитблагодаря развитию науки, медицинских технологий и улучшению качества жизни).

Тренд: Life Long Learning

К 2050 году демографы ожидают, что группа людей в возрасте 25-65 лет увеличится вдвое по сравнению с сегодняшним днем, при этом людей в возрасте более 65 лет будет в пять (!) раз больше, чем сейчас. Это означает, что концепция получения высшего образования и обретения профессии один раз и на всю жизнь, становится мало актуальной. Ей на смену приходит модель Lifelong Learning, предполагающая несколько этапов в жизни человека, на каждом из которых может происходить переквалификация. Необходимость такого подхода становится особенно вероятной, учитывая темпы научного прогресса и скорость изменения технологий в бизнесе и промышленности, появление новых профессий и целых отраслей, отмирание старых.

age

Спрос на программы непрерывного образования уже сегодня превышает все прогнозируемые величины. Аудитория онлайн-курсов сегодня — 30 млн. чел., большинство из которых старше 25 лет (традиционного возраста, к которому человек получает высшее образование). Сервис lynda.com, предлагающий подписку на короткие (3-5 минут) обучающие ролики, был куплен компанией Linkedin за 1,5 миллиона долларов. Теперь Linkedin работает над синхронизацией информации о своих пользователях и их потенциальных сонах роста с возможностями lynda.com, чтобы иметь возможность предлагать по-настоящему индивидуальные планы развития знаний и компетенций, в зависимости от следующего желаемого шага в карьере.

В 2016 году эксперты SEDeC провели исследование профилей Linkedin (1500 российских и 1500 зарубежных менеджеров среднего звена), и получили несколько интересных выводов. Презентаций результатов ожидается в ближайшее время, но Денис Конанчук успел поделиться с аудиторией HR клуба данными о том, что исследователи обнаружили большой разрыв в том, какие навыки и компетенции пользователи сети считают важными при приеме на работу. Менеджеры, работающие в России, основными своими компетенциями считают финансы, аналитические способности и M&A, в то время как в профилях менеджеров, работающих за рубежом, первое место занимают навыки разработки новых продуктов и услуг, умение работать в кросс-функцональных командах и людерские компетенции.

pic

Тренд: Всепроникающая цифровизация 

Павел Лукша, профессор практики СКОЛКОВО, начал свое выступления с тезиса о том, что будущее уже наступило: большую часть современных людей, живущих в городах, можно охарактеризовать как киборгов — настолько важным элементом своей жизни мы считаем свой смартфон, компьютер и доступ в интернет. Так же, как мы связываем качество нашей жизни с доступом к технологиям, которых не существовало еще 30 лет назад, мы не можем игнорировать тенденции проникновения технологий в бизнес и производство. Автоматизация ручного, а теперь уже и интеллектуального труда, всерьез меняет требования к знаниям и компетенциям рабочих и служащих. Уже сегодня на улицах американских городов вы можете видеть автомобили, которыми управляет компьютер; это означает, что одна из самых популярных профессий в США, дальнобойщик, уже переходит в разряд вымирающих. «Умные сети» и «умные месторождения» — технологии, уже трансформировавшие энергетическую и нефтегазовую отрасли. Согласно прогнозам футурологов, более 2 миллиардов рабочих мест могут исчезнуть до 2030 под воздействием автоматизации.

Тренд: Глобальность и плоские организационные структуры

В создании самолета Boeing 777 и его комплектующих участвовали 190 стран. Покупая банку пасты Nutella в местном супермаркете, вы приобретаете продукт, ингредиенты для которого производятся на всех континетнах Земного шара, кроме Антарктиды. Не случайно менеджеры зарубежных компаний одной из ключевых компетенций при приеме на работу считают способность работать в мульти-функциональной и мульти-культруной среде. Отсюда возникает и потребность в новой организационной модели, состоящей и «плоских» команд, построенных не на иерархии (один лидер — остальные подчиненные), а на взаимном распределении роли лидера (каждый готов взять на себя руководящую роль в зависимости от обстоятельств). Развитие в командах духа эксперимента и толерантности к ошибке — неотъемленая часть движения в сторону необходимых инновационных решений, поиска устойчивых моделей ведения бизнеса и создания новых продуктов для глобального рынка.

Тренд: Мета-компетенции 

Уже сегодня работодатели скорее ищут в соискателях не узкие профессиональные навыки, а некие над-предметные компетенции, и этот тренд будет только усиливаться. К ним относятся:

Ключевые компетенции, общие для всех профессий:

  • Мультидисциплинарность
  • Мультикультурные многоязыковые среды
  • Программирование как базовый навык
  • Работа в распределенных ИТ-насыщенных средах

Надпредметные навыки:

  • Мышление, ориентированное на решение проблем и создание возможностей
  • Предпринимательские компетенции: действовать в неопределенности и брать ответственность
  • Творческие способности
  • Умение сотрудничать
  • Эмпатия и эмоциональный интеллект
  • «Этика ответственности» (перед обществом и природой)

Мета-компетенции:

  • Умение концентрироваться и управление вниманием
  • Гибкость, адаптивность, внутренняя устойчивость
  • «Настрой на развитие» (growth mindset) + способность разучиваться и переучиваться в течение всей жизни

Команда экспертов Московской школы управления СКОЛКОВО участвовала в переводе на русский язык и публикации книги «Четырехмерное образование», в которой как рз идет речь о ключевых компетенциях и навыках XXI века. Be in Trend публиковал отрывок из книги здесь.

Тренд: Ориентация на нестандартные решения в корпоративном обучении

Говоря о будущем, мы, разумеется, не могли не обсудить то, как меняется корпоративное бизнес-образование. Грег Мархи, один из руководителей Duke CE, недавно присоединившийся к команде СКОЛКОВО, обозначил три ключевые тенденции, которые сегодня определяют спрос и предложение на рынке корпоративных программ обучения:

  • Постоянное увелничение инвестиций в эту область как в крупных международных корпорациях, так и в компаниях среднего размера. 57% руководителей высшего звена считают корпоративное обучение эффективным направлением инвестирования каптала для обеспечения развития бизнеса. Развитие персонала намного эффективнее решает задачи внедрения изменений, стимулирования инноваций, улучшений корпоративных финансовых показателей, чем поиск и найм новых сотрудников.
  • Курс на построение Обучающейся Организации (Learning Organization). Точно так же, как человек будущего в течение своей жизни должен постоянно учиться и приобретать новые знания, организация будущего не может рассчитывать на успех без эффективных процессов само-обучения и ориенатции на постоянное развитие. Ключевые аспекты такого развития — это адаптивность (agility), постоянная готовность к движению вперед, и развитие навыков, необходимых для будущего успеха. Задача HR и корпоративных университетов — постоянное обновление программ обучения, обеспечение их соответствия меняющимся реалиям бизнеса.
  • Нестандартные решения и создание уникальных программ обучения под конкретные задачи бизнеса — безусловный мировой тренд. Все меньше руководителей отделов обучения и развития видят ценность в финансировании получения сотрудниками степени MBA и участия в стандартных образовательных программах, делая выбор в пользу специально разработанных программ обучения, позволяющих увязать развитие людей со стратегическими целями конкретного бизнеса.

Авторы статьи: Хелен Эдвардс, Евгения Феоктистова