Книжная полка: «Четырехмерное образование»

Центр образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО выступил партнером русского издания книги «Четырёхмерное образование». Мы публикуем отрывок из книги, посвященный моедли компетенций XXI века.

СКОЛКОВО: Бизнес-школа СКОЛКОВО - партнер русского издания книги про новое школьное образование

Книга — результат коллективной работы сотен учителей по всему миру, которые участвовали в форсайт-сессиях и конференциях, проводимых Гарвардским Центром перепроектирования учебных программ (Center for Curriculum Redesign). Авторы Чарльз Фейдл, Майя Бялик и Берни Триллинг свели результаты этих обсуждений в единую систему, которая предлагает рассматривать образовательных процесс с четырёх граней: знания, навыки, характер и мета-познание.

Книга предлагает пересмотреть задачи школьного образования на фоне происходящих социальных и технологических изменений. Речь идёт не только об обновлении набора знаний и навыков, которые должны быть предложены ученикам, но и о понимании общих целей, стоящих перед человечеством — устойчивое развитие земли, достижение взаимопонимания между различными культурами и поиск способов решения комплексных экологических и социальных проблем.

Книга высоко была оценена авторитетными международными структурами, развивающими образование, включая ОЭСР и ЮНЕСКО, и рассматривается в качестве одного из основных источников, которые зададут новое содержание школьных образовательных программ в развитых странах в ближайшее десятилетие.

Полная версия книги «Четырехмерное образование» доступна на сайте СКОЛКОВО, а мы приводим отрывок, посвященный модели компетенций XXI века.

Если бы будем сегодня учить детей так же, как и вчера, то мы украдём их завтрашний день.
Джон Дьюи

Образовательная программа, как это традиционно задумано, состоит в основном из материала, который ученики должны выучить. В современном мире, благодаря научному прогрессу и технологическим открытиям, всё быстрее появляется больше и больше новой информации, которую нагружают на и так переполненные «тарелки» учеников. По словам E.O. Уилсона, «Мы тонем в информации, и в то же время изголодались по мудрости. Миром отныне будет управлять «синтезирующие», люди, которые сумели сложить воедино нужную информацию в нужное время, критиче- ски её обдумать и сделать мудрый выбор».

Знания абсолютно необходимы, но нам нужно переосмыслить, что является значимым в каждой предметной области, и переработать образовательную программу так, чтобы она отражала задачи первостепенной важности как в традиционных, так и в современных дисциплинах.

Среди работодателей, нанимающих недавних выпускников, и лидеров стран во всём мире растёт консенсус в том, что наша нынешняя образовательная программа, ориентированная на знания, не готовит учеников надлежащим образом к сегодняшней занятости и к сегодняшнему миру, и ещё меньше к завтрашнему, и в том, что ученикам нужна практика по применению их знаний и использованию навыков.

Что касается личных качеств, то, очевидно, лица, принимающие решения, начинают осознавать их важность в качестве составного элемента формального образования, хотя педагогам и работодателям это было известно уже давно. Невзирая на те факторы, которые традиционно считаются определяющими прогресс (экономический рост, объёмы производства и т.д.), сегодня государства отслеживают другие показатели социального прогресса и уровень их реакций на локальные и глобальные проблемы (например, бедность, насилие, коррупция, устойчивость). Это свидетельствует о важности развития и укрепления положительных личных качеств у наших учеников, в дополнение к знаниям и навыкам, необходимым для достижения успеха.

Чтобы углубить и улучшить качество обучения в этих трёх гранях—знания, навыки и личные качества—нужно учитывать ещё одно важное измерение, необходимое для действительно всеобъемлющего образования XXI века, и образующее четвёртую грань модели: мета-обучение (которое часто называют обучением умению учиться—это внутренние процессы, то, как мы осмысляем и адаптируемся к обучению). Косвенно включить это четвёртую грань в остальные три недостаточно—нужно явно подчеркнуть его значение, чтобы оно постоянно напоминало нам о необходимости включать стратегии мета-обучения в такие блоки нашего обучения, как знания, навыки и личные качества, узнавая, как стремиться к улучшению вне зависимости от целей, которые мы поставили перед собой.

Все четыре грани связаны между собой, и эффективное обучение—это богатое сочетание элементов каждой из них. Так, ученикам может быть предложено тренировать лидерские навыки и работу в коллективе, занимаясь в командах разработкой роботов (применяя широкий спектр знаний в области науки, технологий, инженерии, компьютерного программирования и многого другого); они могут решать конкретные проблемы реального мира, такие как дистанционное обнаружение и тушение небольшого пожара, и отслеживать собственный прогресс в обучении на протяжении всего проекта. На самом деле, во всём мире лучшие школы опираются на все эти грани образования, не обязательно ссылаясь на них в явном виде.

В сотрудничестве с проектом ОЭСР «Образование-2030» мы классифицировали, проанализировали и синтезировали 32 модели со всего мира, и обнаружили, что по всем четырём граням образования XXI века существует общее согласие. (ОЭСР выступила с новой инициативой, «Образование-2030: Модель ключевых компетенций ОЭСР». ОЭСР намерена и далее развивать модель компетенций путём проведения углублённого международного сравнительного анализа образовательных программ. Цель данного глобального проекта — поддержать государства в переосмыслении реформы образования, определить приоритетные компетенции, которые будут иметь решающее значение и актуальность для учеников, чтобы создать будущее.)

comp1 comp2

Рис. Общие черты глобальных моделей

Мы можем разработать матрицу, показывающую пересечения различных областей знаний (как традиционных, так и современных) с навыками, личными качествами, а также стратегиями мета-обучения, которые могут преподаваться через них. Некоторые области матрицы будут плотными, другие — малозаполненными. В данном случае цель заключается в систематизации существующего бесконечно большого пространства целей образования и создании ясного и полезного метода размышления об образо- вательной программе. Определив грани образования, мы создали чёткие рамки для дальнейшего обсуждения. Используя их в качестве направляющей основы и карты путей, по которым шли мыслители об образовании в прошлом, мы можем начать глубокий пересмотр образовательной программы.

Каждая дисциплина отвечает за преподавание тех навыков, личных качеств и стратегий мета-обучения, которые в наибольше степени с ней коррелируют. Так, математика хорошо подходит для обучения критическому мышлению, стойкости и метапознанию. Многие из этих компетенций не будут предлагаться в качестве самостоятельных курсов или модулей в учебной программе, и должны быть намеренно включены в соответствующие школьные занятия. По сути, скорее всего они будут усваиваться наилучшим образом, будучи включёнными в контекст конкретных областей знаний.

Конечно, любой образовательный опыт будет способствовать развитию учеников в этих гранях-направлениях, а некоторые из целей обучения (такие как мужество) более эффективно могут преподаваться на внешкольных мероприятиях. Кроме того, эта матрица будет выглядеть по-разному для детей на разных этапах их обучения, хотя ключевые грани и их составляющие останутся неизменными.

education model

Рис. Модель ЦПУП

Мы не претендуем на изобретение совершенно новых идей, так как многие из этих целей обучения отсылают нас к Сократу и Конфуцию. Скорее, как обсуждалось ранее, наша цель заключается в систематизации и синтезе бесконечно широкого рельефа обра- зовательных целей и создании более краткого, чёткого, полезно- го, актуального и приоритетного способа организации того, чему важно учиться сегодня. Определив четыре грани образования и их составляющие, мы создаём общий язык для более глубоких обсуж- дений того, как должно измениться образование в наше время. Используя эту модель в качестве современного ориентира того, чему нужно учиться детям сегодня, и учитывая идеи деятелей образования прошлого, мы можем приступить к глубокому пересмотру образования XXI века.