Заметка о лидерстве: корпоративное управление – так ли это важно?

Пьер Касс вместе с профессором словенской школы бизнеса Бледа IEDC Арнольдом Вальравеном размышляют о том, насколько сам процесс организованного корпоративного управления является залогом успеха организации.

«Суть корпоративного управления любой организацией сводится к распределению и использованию полномочий»

Мы оба пришли к заключению, что многие организации сталкиваются с тремя основными проблемами, связанными с концепцией и практикой корпоративного управления:

  1. Прежде всего, многие сотрудники (включая руководителей) не вполне понимают концепцию и принципы, лежащие в основе управления, так как никогда не обучались корпоративному управлению.
  2. Во-вторых, большинство сотрудников не имеют представления о принципах и методах управления, принятых в их организации.
  3. И наконец, многие руководители зачастую ставят на первое место коммерческую деятельность, а не управление, и люди — внутри организации и за ее пределами — наблюдают серьезное несоответствие между утвержденными методами и принципами управления и повседневной практикой.

Международное сообщество, без сомнения, оказывает сильное давление на компании по всему миру, стремясь обеспечить практическое применение основных принципов корпоративного управления — в частности, утвержденных ОЭСР и др.

Краткий обзор принципов корпоративного управления

«Членство в совете директоров без исполнительных полномочий, может, и является неполной занятостью, но ответственность эти лица несут в полном объеме», Ваут Деккер, Председатель Наблюдательного совета Rabobank, Нидерланды

Так что же такое корпоративное управление? Его можно определить как «кодекс деловой этики», обязательный для всех членов организации. В основе его лежат определенные этические («в нашей организации принято поступать таким образом») и правовые («так принято поступать в любых организациях в соответствии с требованиями законодательства») нормы — и эти нормы обязательны для выполнения всеми сотрудниками. Корпоративное управление обеспечивает четкое определение приемлемого и неприемлемого поведения в рамках организации, а также неукоснительное соблюдение этих норм во благо всех заинтересованных сторон. Именно оно определяет правила организации в ее внутренней и внешней деятельности.

Базовые допущения и ценности корпоративного управления можно описать следующим образом:

  1. Основные принципы корпоративного управления служат на благо организации («Как организация мы становимся сильнее, неукоснительно следуя нашим управленческим принципам: объективность и прозрачность мы ставим во главу угла»).
  2. Корпоративное управление — это способ сделать взаимодействие между людьми в организации более эффективным («Мы с уважением относимся друг к другу, а люди, как правило, несут ответственность за свои действия»).
  3. Это признак прогресса (организация заботится о своих сотрудниках, а также о внешнем сообществе: «Мы принимаем на себя социальную ответственность»).

Вполне очевидно, что с течением времени корпоративное управление изменилось: из свода правил, определяющих рабочее поведение всех сотрудников, оно превратилось в совокупность принципов, которые руководители могут относительно гибко использовать. Эти принципы не подлежат обсуждению. Однако они могут быть адаптированы к изменяющимся условиям.

Мнение руководителей

Руководители не отрицают, что управление является обязательным условием функционирования компании, и все же… Они очень часто сетуют на то, что применение даже самых элементарных управленческих принципов снижает эффективность работы либо противоречит их врожденному чутью или полученному образованию. Звучат, например, такие отговорки:

  • Все это очень хорошо, но нереалистично и с трудом применимо в нашей конкурентной среде.
  • Эти принципы очень хороши, но тот, кто достиг успеха в компании, не следует им.
  • Управление — это прекрасно, но только в том случае, когда управленческие принципы используются всеми, а не только нашей компанией.

Таким образом, руководители рассматривают управление как набор неких идеальных целей, к достижению которых необходимо стремиться, но которые так нелегко применять на практике.

Мнение сотрудников

Отношение сотрудников к управлению в основном сводится к следующему:

  • Все это разговоры для руководителей («Красивые слова… вот все, что я могу об этом сказать»).
  • Мы не совсем понимаем, о чем речь («Кто-нибудь может объяснить нам простым языком? Пожалуйста!»).
  • Нас это не касается («Это для руководителей, а не для нас»).

Сотрудники довольно скептически относятся к управлению и не испытывают по этому поводу заинтересованности и чувства причастности. Их личный опыт в сфере корпоративного управления чаще всего принимает форму противодействия применению управленческих принципов, которое они рассматривают как средство манипуляции и эксплуатации, а не как основу сотрудничества.

Заключительное слово (к сожалению, далекое от оптимизма) о государственном управлении и управлении частными компаниями

Прискорбно и мучительно видеть, как многие руководители на словах выступают за необходимость применения управленческих принципов на практике, но… слова у них расходятся с делом. Создается впечатление, что те принципы, которые они так высоко оценивают, созданы для кого-то другого, а не для них. А это ведет к серьезным проблемам с доверием и к опасной дестабилизации нашей с вами жизни.