Design Thinking в развитии городов

Как приступить к решению проблемы, если нет единого мнения о том, в чем она состоит? Принципы конструкторского мышления могут особенно пригодиться при решении именно таких проблем, затрагивающих большое количество заинтересованных сторон со своими уникальными и часто противоположными целями и задачами. Хелен Эдвардс продолжает оригинальный цикл SKOLKOVO Inspiration. Традиционно в результате обсуждений стороны стремятся выбрать «меньшее из зол», которое лауреат Нобелевской премии по экономике Герберт Саймон называл «разумно достаточным» выбором. В противоположность этому можно принимать решения на основе вдумчивого определения круга заинтересованных сторон и диалога на более высоком уровне, где все вопросы и проблемы тщательно исследуются, чтобы каждый участник получил право голоса, а в результате была бы найдена общая позиция. Подобные решения гораздо лучше удовлетворят общие интересы. В этой статье для SKOLKOVO Inspiration мы рассмотрим два примера городского планирования: парк Хай-Лайн в Нью-Йорке и ирландский город Дублин. Оба примера показывают, как даже бюрократические государственные структуры могут извлечь пользу из конструкторского мышления при решении таких, на первый взгляд, неразрешимых проблем.

Парк Хай-Лайн в Нью-Йорке

Надземная грузовая железнодорожная линия Хай-Лайн открылась в Нью-Йорке в 1934 году для доставки продуктов питания и мяса в Нижний Манхэттен. Но с увеличением объемов грузовых автомобильных перевозок между штатами она становилась все менее востребованной. В 1980 году по Хай-Лайн прошел последний поезд с тремя вагонами замороженных индеек. В итоге от нее осталось 1,5 мили заброшенных железнодорожных путей. Она превратилась в объект для вандализма и, по мнению многих, портила район. Собственники местной недвижимости требовали демонтировать железную дорогу, но энтузиасты отстояли Хай-Лайн в суде. Тем временем обстановка накалялась.

В 1999 году два местных жителя, Джошуа Дэвид и Роберт Хэммонд, выбрали другой путь. Они основали некоммерческую организацию «Друзья Хай-Лайн» и начали масштабный процесс определения круга заинтересованных сторон. Они поговорили с каждым, у кого было что сказать: с местными жителями, боявшимися жить в «плохом» районе, бизнесменами, компаниями-застройщиками, адвокатами, представителями местной администрации, владельцами железнодорожной линии, художниками и архитекторами, любителями железных дорог и туристами. Их интересовали надежды, страхи и опыт реальных людей, а не целевых групп или сегментов. Они искали общие черты между обычно не сопоставимыми группами и выявляли наиболее важные вопросы, требовавшие дополнительных исследований.

В конце концов, работая совместно с заинтересованными сторонами, а не для них, они составили экономически рациональный проект сохранения и нового применения Хай-Лайн. Вместе с администрацией города Нью-Йорк «Друзья Хай-Лайн» провели открытый конкурс проектов и согласовали планы нового парка. Первый участок парка открылся в июне 2009 года с ошеломительным успехом. Окончательно парк был готов к сентябрю 2014 году. Сейчас в этом месте есть все для отдыха: еда и напитки, объекты искусства и культуры, дикая природа и сады, а также развлечения для всей семьи. Первоначально организаторы рассчитывали на прибыль в 250 млн долл. США при затратах в размере 100 млн долл. США. В реальности инвестиции составили 150 млн долл. США, а доход от местных жителей, туристов и посетителей уже на данном этапе достиг 1 млрд долл. США. Вот что говорит Бобби Пармар из школы бизнеса Дардена университета Виргинии: «Это потрясающая история, учитывая, что большинство людей выступало за демонтаж линии. Успех был бы невозможен, если бы организаторы не определили круг заинтересованных сторон и не включили их в процесс планирования и создания нового парка».

Дублин, Ирландия

Когда экономический бум в Ирландии пошел на спад, муниципальному совету Дублина стало понятно, что придется предпринять какие-то меры. Строительство в городе внезапно прекратилось, и многие районы оказались малонаселенными и без достаточной инфраструктуры. Это затронуло даже центр города. В книге Solving Problems with Design Thinking: 10 Stories of What Works преподаватели школы бизнеса Дардена Жанна Лидтка, Эндрю Кинг и Кевин Беннет описывают, как методы конструкторского мышления помогли изменить настрой муниципальных работников и позволили жителям Дублина поверить, что они могут изменить свой город к лучшему. В конечном счете город смог решить свои проблемы более открыто и демократично.

Трансформация Дублина началась с привлечения к работе проектной консультативной компании Design21C. Перед ней стояла задача «связать проблемы Дублина со способностью и желанием его жителей улучшать свой город, чтобы каждый смог жить в процветающем, приятном, экологически безопасном и рассчитанном на долгосрочное социально-экономическое развитие городе». Design21C начала работу с серии опросов, призванных выявить весь спектр проблем местного населения. За ними последовала череда групповых обсуждений в виде «мирового кафе» — метод конструкторского мышления, «основанный на наборе конструкторских принципов, призванных помочь собрать избирателей в одном месте, провести обсуждение и сделать из него выводы». Это позволило выявить общие темы, а также разработать базовые концепции. Например, пообщавшись с жителями одной из заброшенных окраин, компания выделила пять идей и разработала для них следующие первоначальные концепции:

  • Концепция «Местное развитие» была направлена на накопление ресурсов для развития местной экономики.
  • Концепция «Парник»— на создание общественного центра, где можно будет мобилизовать скрытые силы местного сообщества.
  • Концепция «Обмен информацией» была направлена на оповещение местных жителей о мероприятиях и открывающихся возможностях.
  • «Прибрежная тропа» предполагала строительство дороги к расположенному вблизи, но труднодоступному участку побережья Ирландского моря.
  • Наконец, «Проект Playvision» предполагал строительство детского парка.

Была проведена ярмарка проектов, показавшая, какие проекты вызывают наибольший интерес, а, значит, пользуются необходимой поддержкой.

Чтобы охватить максимально широкий спектр городских проблем, организаторы неоднократно проводили обсуждения с различными заинтересованными сторонами и разрабатывали проекты-прототипы. Удивительно, но городской совет согласился выделить финансирование проекта с неопределенными результатами. Вот что говорит Лидтка с коллегами: «Решения, которые искала команда дублинских проектировщиков, не обязательно являлись конкретными проектами. Члены команды хотели, чтобы город научился улучшать себя самостоятельно. Эту мысль было очень трудно донести до заинтересованных сторон, многие из которых имели неоправданные надежды и ждали осязаемых результатов». Как бы то ни было, проект не закончился докладом, отложенным в долгий ящик: «Реализация небольших проектов с использованием идей и решений, предложенных самим местным сообществом, помогло администрации города побороть собственные стереотипы, касающиеся решения проблем. Теперь ресурсы направляются на реализацию наилучших проектов, а не тех, все преимущество которых состоит в низкой вероятности провала». Как выяснилось, наилучшее направление исследований — это узнать, чего хотят сами местные жители.

helen%20-1

Автор статьи:

Хелен Эдварс, руководитель библиотеки Московской школы управления СКОЛКОВО