Выбор работодателя в новой экономической реальности

В конце прошлого года в России прошло ежегодное исследование бренда работодателя Randstad Award, которое охватило выборку из 150 крупнейших компаний-работодателей из 15 значимых отраслей экономики страны. Be in Trend публикует результаты исследования в партнерстве с компанией Ancor. ANCOR_RandAward_IntBanner_400x600_1

Респондентами исследования стали 10 213 человек из всех федеральных округов. Выборка хорошо представляет все возрастные группы и охватывает людей совершенно разных профессий и должностных уровней: в опросе приняли участие 46% мужчин и 54% женщин, 62% респондентов в возрасте 25–44 лет, 29% респондентов в возрасте 45–65 лет  и 9% респондентов в возрасте 18–24 лет. 64% участников опроса имеют  высшее образование, почти четверть — 23% — занимают руководящие позиции. 27% в момент проведения опроса были безработными.

Ключевые критерии выбора работодателя

Участники независимого опроса выбирают привлекательные для работы компании из числа 150 крупнейших работодателей и оценивают выбранные компании по ключевым факторам.  В этом году мы сравнили, какие факторы рынок труда ставит во главу угла и какие факторы он видит в числе преимуществ работодателей.

Print

В этом году ключевыми критериями выбора работы по-прежнему являются конкурентоспособная заработная плата и социальный пакет: 68% опрошенных указывают данный фактор в пятерке самых важных. На втором месте финансовая стабильность работодателя, которую к пяти ключевым критериям относят 56% респондентов. А вот интересная работа покинула тройку лидеров и уступила в новой экономической реальности гарантиям долгосрочной занятости, за важность которых высказались 48% участников опроса.

Однако если посмотреть на лидирующие факторы в динамике, то заработная плата и социальный пакет, продолжая занимать первую строку, явно теряют позиции. В конце 2013 года за этот фактор в пятерке проголосовали 74%, в конце 2014-го — 72%, в конце 2015-го — уже 68%. В то же время фактор финансовой стабильности компании набрал за два года 7% голосов, а за гарантии долгосрочной занятости проголосовали на 4% больше респондентов, чем в конце 2013 года.

Print

Рабочее время: план, факт, мнения и предпочтения

Помимо рейтинга ключевых факторов выбора работодателя темой исследования-2016 стало рабочее время: респонденты поделились своим отношением к рабочему времени и его распределению. Эти знания должны помочь работодателям глубже понять принципы управления рабочим временем в компании как ресурсом привлечения талантов.

DigestVII_2016_Shem1

Сколько часов в неделю вы должны работать? Стандартная рабочая неделя в России составляет 40 часов. С учетом сменной работы, совместительства, частичной занятости респонденты отметили, что согласно трудовому контракту они должны работать от 24 до 42 часов в неделю. В реальности рабочая неделя составляет от 34 до 46 часов. Причем 54% респондентов, более половины, работают свыше 40 часов в неделю, и мужчины «перерабатывают» на четыре часа больше женщин.

Около 30% опрошенных отметили, что работают 40 часов в неделю — ни больше, ни меньше, 10% работают от 30 до 36 часов, 7% работают менее 30 часов в неделю. Основной объем переработок приходится на производство, где респонденты работают в среднем 46 часов. Менеджмент работает в среднем 44 часа в неделю, наиболее близки к условиям трудового контракта офисные служащие, их переработки составляют в среднем не более двух часов.

Print

На вопрос «Довольны ли вы своим рабочим графиком?» почти половина респондентов, 48%, ответила утвердительно. Ровно столько же — 48% — готовы работать больше при условии увеличения оплаты труда сообразно увеличению рабочего времени. Лишь 1% респондентов готовы работать больше при условии, что размер их дохода не изменится.  Это в основном молодые специалисты в возрасте от 18 до 24 лет, готовые инвестировать в свое карьерное развитие. 3% респондентов готовы работать меньше и при этом меньше получать.

PrintС существенным отрывом от главного условия увеличения рабочего времени — оплаты труда в числе причин, которые побуждают работать больше, респонденты отметили возможность продвижения в должности, личностное развитие, повышение личного авторитета и влияния, рост самооценки.

И конечно же, исследователи не могли не затронуть самый актуальный для работодателя вопрос — как, на взгляд сотрудников, можно распределить рабочее время к взаимной выгоде для себя и работодателя. Насколько гибким должен быть график, чтобы сотрудник успевал «жить не только на работе», а бизнес достигал своих целей? Так ли уж стремится современное поколение работать, не выходя из дома?

Опрос показал, что 37% россиян устраивает стандартный рабочий график. Почти столько же — 36% — хотели бы иметь полный рабочий день, но начинающийся и заканчивающийся в разное время. 20% опрошенных предпочли бы увеличить продолжительность рабочего дня, но сократить число рабочих дней в неделю. 7% респондентов проголосовали за возможность изменения рабочих и выходных дней в пределах недели.

Print

Почти 75% российских работников хотели бы иметь возможность трудиться удаленно и лишь иногда появляться на рабочем месте, и даже производственный сектор не является исключением. Лишь 25% опрошенных голосуют за ежедневный приход на рабочее место. Опрос показывает, что работники ждут от работодателя новых предложений удаленной работы. 42% респондентов хотят работать удаленно хотя бы иногда, 20% хотели бы поделить рабочую неделю на присутственные дни и дни, когда они работают удаленно, 13% голосуют за постоянно удаленную работу. За работу в офисе каждый день наиболее активно голосуют люди в возрасте 18–24 лет (30% при среднем показателе 25%) с высшим образованием, в большей степени женщины. Полностью удаленно стремятся работать люди от 45 до 65 лет. Большой процент работников со средним образованием также предпочитает работать удаленно (17% при среднем показателе 13%).

DigestVII_2016_Shem1

Что такое Randstad Award?

Randstad Award — это международная премия для работодателей по результатам масштабного опроса, целью проекта является содействие крупным работодателям в совершенствовании своего HR-бренда, с учетом  мнений, потребностей и предпочтений реальных участников рынка труда. Сегодня Randstad Award охватывает более 25 стран  и 3500 организаций по всему миру.  Организатор Randstad Award в России – кадровый холдинг АНКОР, стратегический партнер Randstad в странах СНГ.

Онлайн-опросник Randstad Award,  каждый год единый для всех стран, состоит из трех частей: первая определяет портрет респондента, вторая позволяет понять тренды рынка труда, третья направлена на формирование рейтинга привлекательных работодателей. Для проведения исследования в форме онлайн-интервью независимые исследовательские компании приглашают представителей работающего и неработающего населения каждой страны. Создается репрезентативная выборка, основанная на особенностях национальной демографии. Технология исследования, единый подход и фактически одновременное проведение опроса позволяют выявить корпоративные, отраслевые и страновые особенности.

Имена самых привлекательных работодателей России-2016, а также подробности проекта Randstad Award и церемонии вручения премии в России вы найдете на сайте премии.