Эволюционируй или вымрешь: Герман Греф на Конвенте выпускников СКОЛКОВО

В прошедшие выходные состоялся третий ежегодный конвент выпускников бизнес-школы СКОЛКОВО, главной темой которого стал мир грядущего десятилетия. Гостем Конвента стал Герман Греф, Президент, Председатель правления «Сбербанка».

Герман Греф выступил перед выпускниками бизнес-школы СКОЛКОВО в формате Speakers Night и рассказал о своем взгляде на лидерство в рамках страны и мира, о четвертой промышленной революции и связанных с ней социальных вызовах, о неминуемой технологизации общества и о том, что, по его мнению, ждет нас в перспективе. Be in Trend публикует самое интересное из выступления банкира.

“Эволюционируй или вымрешь” – сегодня эти слова можно сказать в адрес многих компаний. Если раньше средний срок существования успешной компании достигал 50 лет, то сегодня он уменьшился до 7 лет. Главная угроза состоит в том, что при такой скорости развития мира в подобной ситуации может оказаться и государство, если оно перестанет эволюционировать.

Тренды: эволюция или революция? Сегодня ярко выражены четыре тренда: конфликт поколений, постоянная мобильность, быстрая эволюция и цифровизация.

Поколения. Крупные сетевые компании сталкиваются с тем, что их покидают именно поколения Y и Z. Проблемы «отцов и детей» в рамках бизнеса заключаются в том, что поколения на концептуальном уровне имеют разные жизненные установки. Мы, как работодатели в первую очередь, должны это учитывать, потому что в противном случае не сможем удерживать и растить талантливых молодых сотрудников.

Мобильность и постоянное общение через мессенджеры и социальные сети. Мобильность и постоянная включенность — это уже не теория, а факт. К примеру, по статистике человек использует смартфон 150 раз в день. Смартфон имеет безграничные возможности создавать виртуальную реальность. Вопрос ограничений только в наших головах. Больше ограничений не существует.

Быстрая эволюция всех товаров и услуг. К примеру, айпод. Если раньше айпод был продвинутым гаджетом, то сегодня — это иконка на экране айфона.

Цифровизация, мобильность и включенность в генерацию данных предвещает полный переворот того, что будет происходить в сфере возможностей оперирования данными. 2015 год — это год перехода из века IT в век цифровизации. Теперь в основе процессов лежит работа с большими массивами цифровых данных.

Хороший пример — Netflix. Сегодня эта компания стоит не намного меньше, чем «Сбербанк». При этом в «Сбербанке» работают 330 тысяч сотрудников, а в Netflix — 3 тысячи. В этом году я приехал в Netflix и почувствовал себя «мамонтом». Если мы говорим о том, что данные – это новая нефть, то Netflix – это нефтяная компания с глубиной переработки, близкой к 100%.

Netflix не обладает конкретными данными, потому что мало кто регистрируется под собственным именем, но система расшифровывает профиль пользователя по таким критериям, как стиль и время регистрации, переходы, время нахождения на сайте, отбор фильмов, последовательность просмотра и так далее. Мы построены из привычек, которые переносим с собой в интернет, что позволяет системе считывать нас безошибочно. Обладая глобальной базой данных о каждом клиенте, Netflix приобрела способность удовлетворять потребности каждого из них. Так компания, которая поставляла потоковое видео, решила создать собственное кино. Первым продуктом компании стал «Карточный домик».

Где будет главный взрыв? В сферах, где цифровизация и данные дадут продвижение вперед: транспорт, промышленность, медицина, розница, сельское хозяйство, банки, соцсектор и энергетика. Отдельно стоит выделить государство, потому что такого массива данных не имеет ни одна компания мира.

Ответ в модели управления

Сегодня самая главная идея, которая позволяет нам адаптировать темпы текущего времени связана с созданием моделей управления, которые помогут оставаться на плаву при стремительно растущем уровне конкуренции.

Сегодня конкуренция глобальна. Со стороны Китая она дошла до такой степени, что, если мы утром придумали идею, в обед ее реализовали, то китайцы к этому моменту уже вывели готовый продукт на рынок. Это преувеличение, но небольшое.

Актуальная основа конкурентоспособности – это не производство продукта, а способность с завидной регулярностью поставлять этот продукт. Если мы начинаем пробуксовывать, то всегда есть кто-то, кто хочет съесть наш ланч. Если говорить о банковской сфере, то его уже во всю едят. Поэтому требуются серьезные изменения, на каждое из которых найдется свое противоречие.

Пары противоречий:

Бесперебойность работы и скорость внедрения.

Как обеспечить бесперебойность работы, постоянно поставляя новый продукт на рынок? Если даже такой глобальный проект, как космический корабль «Союз», мы выводим на орбиту через раз, то как нам запускать свой корабль безупречно?

Рентабельность и необходимость инвестиций.

В интересах инвесторов видеть рентабельность и конкурентоспособность компании сегодня, однако, достичь рентабельности можно лишь с помощью инвестиций на долгосрочной основе.

Удобство для клиента и информационная безопасность.

Все, что удобно для клиента, противоречит информационной безопасности. Если говорить о банках, то самые большие статьи расходов — это кибербезопасноть и соответствие государственным и корпоративным стандартам. Если мы сегодня не будем инвестировать в кибербезопасноть, то завтра будем инвестировать в правоохранительные органы, которые будут безуспешно искать деньги наших клиентов.

Клиенториетированность и требования регулятора.

К примеру, технология blockchain — это технология надежного хранения достоверных записей о чем угодно. Я уверен, что это идея такого же уровня, как интернет. Она еще не успела родиться, но наш регулятор сказал, что криптовалюты надо запретить. Технология blockchain уже развивается в некоторых прогрессивных странах, поэтому, если регулятор запретит blockchain, прогресс уйдет за пределы России.

Бимодальная организация: change & run

Бимодальность — это комбинация двух частей: change — управление потоком модернизаций, и run — управление бизнес-процессами. В идеале обе части должны гармонично дополнять друг друга.

Маленькая компания действует быстро: ставит перед собой краткосрочные цели, достигает их и движется дальше. Она полностью живет в философии change. Однако, как только такая компания доходит до определенного уровня развития, ей нужно превращаться в компанию регулярного менеджмента. Стартаповская философия начинает мешать строить эффективные процессы и развиваться дальше. Далеко не у всех компаний хватает этого понимания.

Ответ в навыках XXI века

В XXI веке становится популярным понятие agile. Его философия выражена в словах «Не делай, как я говорю, делай, как я». Что такое agile? Для agile характерно слово «тупицца» (от англ. two pizza), потому что это небольшая команда, которую можно накормить двумя пиццами. Эта система выстроена таким образом, что все менеджеры являются членами команды, продукты выпускаются в течение пары недель. Agile-команды следуют культуре коллаборативности. Без этого подхода сегодня конкурировать невозможно.

Переход в agile — это громадный вызов для всех больших организаций, потому что необходимо пересмотреть все процессы управления. Чем больше организация, тем сложнее ее перестроить. В нашей стране, где все построено на вертикальной культуре, — это очень тяжело. В agile горизонтальная культура, поэтому это вызов не только для руководителей организации, но и для ее сотрудников.

Эффективность vs. Жизнеспособность

Вы имеете в 7 раз больше шансов на успех, если инвестируете в развитие навыков сотрудников.

Сегодня нужны T-лидеры — люди, которые имеют и глубокие и широкие знания. Ключевая компетенция T-лидера — системность мышления — сочетание способности к анализу и синтезу.

В культуре «Сбербанка» есть пять самых ценных навыков:

  • Постоянное самосовершенствование
  • Предпринимательские навыки на каждом рабочем месте
  • Радикальная открытость
  • Коллаборативность
  • Эмоциональный интеллект

Самое главное и сложное — это изменение самих себя. Компания растет только тогда и настолько, когда и насколько растут ее лидеры. Нет понятия компания, нет понятия «Сбербанк», есть теория юридической фикции. Внутри есть люди. Это то, на что нужно направлять все усилия.

В масштабах страны

С завидным упорством мы повторяем одни и те же шаги, падаем и долго встаем с колен. Сейчас опять мы слышим: давайте попробуем запустить денежную эмиссию, которая почему-то не должна вызвать инфляцию, давайте огосударствим экономику, потому что частный бизнес не работает в нашей стране. Все это уже много раз было и привело к известному печальному результату. Нам надо извлекать уроки из собственной истории. Нам нужно эволюционировать, чтобы выжить.

Видеозапись выступления доступна по ссылке