Внедрение и адаптация цифровых технологий

Решающую роль в достижении успеха организации играет способ внедрения новых технологий. В третьем отрывке из книги Leading Digital: Turning Technology into Business Transformation, предоставленном для BE in Trend, авторы уделяют большое внимание рискам, связанным с отказом от взаимодействия с пользователями.

Сосредоточить внимание на развертывании технологии, а не на ее принятии бизнес-пользователями — верный способ потерпеть неудачу в процессе цифровой трансформации. Это утверждение кажется очевидным? И тем не менее: сколько миллионов долларов потрачено без заметных улучшений — а то и вовсе без изменений — на аналитические технологии, позволяющие отследить, как принимаются решения в компании? Сколько компаний с большой помпой запустили внутренние социальные сети только для того, чтобы спустя несколько месяцев зафиксировать медленный рост или серьезный спад?

Отчасти неудачи связаны с тем, каким образом некоторые компании внедряют эти платформы в своих организациях. Внедрение, в рамках которого успех оценивается с точки зрения наличия лицензий или действующих сайтов, ориентировано исключительно на развертывание, а не на адаптацию. При этом теряется истинная ценность цифровых инвестиций: сотрудничество между пользователями, активно вовлекаемыми в процесс, повышение эффективности принятия решений и обмена передовым опытом и со временем — устойчивое изменение поведения. Результатом такой работы нередко становится широкое внедрение внутренних приложений, которыми на деле практически никто не пользуется. Почему так происходит?

Существуют три основные причины. Во-первых, применение цифровых программ подобного типа слишком часто рассматривается как внедрение технологий. Неэффективные технические руководители порой оценивают успех с точки зрения развертывания, считая, что настоящей бизнес-адаптацией должен заниматься кто-то другой. Во-вторых, продавцы платформ часто преувеличивают, обещая мгновенные перемены в случае внедрения цифровых технологий. Они зарабатывают на продаже продуктов и программного обеспечения, редко адаптируя их для масштабного применения. И наконец, программы, действительно адаптированные для пользователей, требуют немалых затрат.

По-настоящему прибыльными ваши инвестиции станут тогда, когда вы внедрите новые методы работы в существующие процессы, обеспечите последовательность операций и в конечном счете — развитие организационной культуры. Даже в тех случаях, когда компании осознают ценность адаптации, они нередко отдают предпочтение сдерживанию затрат. Столкнувшись с бюджетными ограничениями, они в первую очередь концентрируются на самом заметном аспекте — развертывании технологий. Сложное обучение и организационные изменения, необходимые для полной адаптации, откладываются на потом, и, как правило, это «потом» так и не наступает.

Такое выборочное внедрение приводит к отрицанию и в перспективе может представлять угрозу для реализации значительной части вашей программы цифровой трансформации. Бизнес-пользователи не понимают ценности новых цифровых платформ и не проявляют к ним интереса. Вина за эту неудачу возлагается на сами платформы. Возникает атмосфера недоверия. Каждое дополнительное вложение в цифровые технологии оценивается критически, а полная реализация программы цифровой трансформации замедляется.

Мотивируя сотрудников к принятию цифровых инструментов и технологий при помощи таких наглядных приемов, как ролевое моделирование, игрофикация, выплата вознаграждений, или любых других методов, можно оказать существенное влияние на поведение коллектива. При умелом внедрении программ адаптации выгоды становятся очевидными.

ИТ-директор Bayer Material Science Курт де Руве объяснил, каким образом внедрение социальной платформы запустило необратимый процесс: «Это невозможно остановить. Как только вы открываете людям доступ к общению, используя для этого правильную платформу, начинается магия… Почему я занимаюсь этим? Если это не сделаете вы, то ваши сотрудники сами найдут способ организовать свою работу. Микроблоггинг — это, по сути, поддержание контактов со всеми членами коллектива, которые желают поддерживать контакт. Это позволяет создать в организации принципиально новую культурную среду. Иногда, если меня просят подсчитать в евро или долларах, что нам дала эта платформа, я предлагаю посмотреть на изменение образа мыслей, на открытый обмен данными и на то, как быстро распространяется информация в компании Bayer. То, на что раньше уходило две или три недели, сейчас занимает несколько часов».

В то же время бизнес-адаптация цифровых инструментов не происходит естественным путем. Этим процессом необходимо управлять. Итак, что нужно сделать? Во многих случаях следует начать с более эффективного выполнения меньшего количества действий. Составьте план адаптации с первых шагов: примите во внимание людей, процесс и структурные изменения. Согласуйте инвестиции, необходимые для достижения предполагаемых выгод. Это потребует затрат. Удачным решением станет баланс между вознаграждениями и нематериальным поощрением — так же, как и личный пример.

Организации, которые концентрируются на бизнес-адаптации цифровых инструментов, получают максимальную отдачу. Активное руководство в процессе адаптации гарантирует, что ваши инвестиции в цифровые технологии принесут бизнесу именно ту выгоду, на которую вы рассчитывали.

 

Leading Digital: Turning Technology into Business Transformation
Джордж Уэстерман, Дидье Бонне и Эндрю Макафи
Harvard Business Review Press, 2014 г.
Все права защищены

 

Другие отрывки из книги:

Технологии настоящего: необходимое условие для успеха бизнеса

Концепции развития в рамках цифровой трансформации