Важность самоподачи

Как произвести хорошее впечатление на себя самого? Хелен Эдвардс рассказывает о последних исследованиях психологов, которые показывают значимость нашей позы и самоподачи для исхода переговоров.

Ни для кого не секрет, что умение понимать скрытые мотивы собеседника по его жестам может быть полезным в бизнесе. Однако, как утверждает социальный психолог из Гарвардской школы бизнеса Эми Кадди в своей новой книге Presence: Bringing Your Boldest Self to Your Biggest Challenges («Самоподача: как уверенная поза изменит вашу жизнь»), наше самочувствие и восприятие себя также зависят от языка тела. Исследование Кадди показывает, что даже едва заметное изменение осанки может значительно повлиять на то, как мы справляемся с трудными ситуациями.

Кадди рассказывает о том, как часто люди бывают недовольны своим поведением на собеседовании, презентации коммерческого предложения или на выступлении — им не удается показать себя с лучшей стороны. На таких мероприятиях важно уметь правильно подать себя, проявить «свое истинное, сильное, смелое и непринужденное “я”». Кадди подчеркивает, что самоподача — это не постоянная модель поведения, это способ провести следующие пять минут так, чтобы потом гордиться собой. Именно для этого и нужны «сильные позы». Согласно исследованию, если принять сильную позу (например, ноги врозь и руки на бедрах) всего на пару минут перед собеседованием или другим ответственным мероприятием, можно добиться ощутимых результатов. А вот от слабых поз (когда вы сжимаетесь в комок, обхватываете себя руками, кладете одну руку на шею или скрещиваете ноги) стоит ждать обратного эффекта. Все дело в том, что положение тела напрямую влияет на наше восприятие собственной власти (измеряемое при гормональных исследованиях), а также на наши мысли, чувства и поведение. По словам Кадди, этот трюк очень эффективен — если притвориться и принять сильную позу, можно на самом деле почувствовать себя увереннее.

«Тело изменяет сознание, сознание влияет на поведение, а поведение может повлиять на исход ситуации. Вместо того чтобы думать о том, что о вас думают окружающие, сосредоточьтесь на впечатлении, которое вы производите на самого себя».

Опираясь на данные исследования, Кадди в своей книге предупреждает о новой проблеме — iПозах. Повальное использование небольших планшетов и смартфонов, заставляющих нас сгибаться, увеличивает продуктивность людей, но снижает их уверенность в себе. В одном из экспериментов пользователей электронных устройств попросили выполнить одно и то же задание на смартфоне, ноутбуке и стационарном компьютере. Те, кто работал на компьютере, гораздо чаще демонстрировали уверенное поведение, в отличие от тех, кто выполнял задание на устройствах меньшего размера.

Вместе с тем Кадди советует не злоупотреблять доминирующими позами. Люди неохотно устанавливают и поддерживают контакты с тем, кто всегда ведет себя как альфа-самец. В особенности с этим сталкиваются руководители, которые пытаются поощрять подчиненных высказывать свои идеи и опасения. В статье Can Your Employees Really Speak Freely («Откровенны ли с вами ваши подчиненные?»), опубликованной в Harvard Business Review в феврале 2016 года, Джеймс Детерт и Этан Баррис рассказывают, как некоторые руководители неосознанно подавляют своих подчиненных. С помощью ряда сигналов топ-менеджеры невербально дают понять сотрудникам, кто здесь главный. Вот что говорят об этом авторы статьи: «Если кто-то отважился зайти к вам в офис, откидываетесь ли вы назад на стуле со скрещенными на затылке руками? Вам может казаться, что так вы создаете непринужденную обстановку. Но на самом деле вы демонстрируете свое господство. Вы сидите за массивным дубовым столом в дорогом эргономичном кресле, а ваш подчиненный на дешевом и неудобном стульчике? Какими бы благими ни были ваши намерения, неосознанно вы подаете другой сигнал: будь со мной осторожнее». Это только усиливает культуру страха, распространенную во многих организациях.

 

Presence: Bringing Your Boldest Self to Your Biggest Challenges
Эми Кадди
Orion, 2016 г.

Can Your Employees Really Speak Freely
Джеймс Детерт и Этан Баррис
Harvard Business Review, январь–февраль 2016 г.