Ответственное потребление в России: реальность или мечта?

H&M, Hugo BOSS, Adidas, Unilever, IKEA, McDonald’s, Starbucks, Toyota, Audi и еще сотни крупных международных компаний и всемирно известных брендов сегодня инвестируют миллионы долларов в пересмотр продуктовых линеек и цепочки поставок. Почему?Ответ прост – в широком смысле это потребитель, но совершенно новый тип потребителя 21-го века. «Он» более образован, имеет более высокий средний уровень дохода и постоянный доступ в Интернет, общается в социальных сетях, как правило, проживает в городах и чаще, чем раньше представляет женскую половину населения. Имея неограниченный доступ к информации о мире в целом и о конкретном продукте в частности, он все с бОльшим вниманием относится к вопросам социальной и экологической ответственности, и хочет знать, где, кем, из чего и как были произведены продукты питания и товары, какой вред и пользу они будут иметь для здоровья и окружающей среды в процессе использования и как их можно утилизировать после. В пределе это означает, что он предпочтет переплатить за «правильную» продукцию от ответственной компании или отказаться от покупки, чем приобрести «вредный» товар, что противоречит логике экономически рационального потребления. Абстрактность такого идеализированного профиля опровергается цифрами.

По данным международного опроса 30 000 человек, проведенного компанией Neilsen в 60 странах мира, доля ответственных потребителей, которые готовы платить премию за продукцию и услуги, предоставляемые социально и экологически ответственными компаниями, в среднем по миру составила 55%. И эта доля постоянно растет, так с 2011 года, по данным того же опроса, она выросла на 10% в среднем в мире, и от 7 до 13% в отдельных регионах.

Исследования Neilsen также выявили, что прямой зависимости между уровнем достатка и готовностью платить больше за бренды с программами устойчивого развития не существует. В среднем в мире среди респондентов с достатком ниже 20 000 $ в год готовность переплачивать наблюдается у 68%, а среди тех, чей доход выше 50 000 $ в год, – на пять процентных пунктов меньше (63%).

Что это означает для бизнеса? Как и любые рыночные изменения, этот тренды представляет собой пространство вызовов и возможностей, которые каждая компания использует по-своему. Многие производители одежды, в числе которых, например, Hugo Boss, Tommy Hilfiger, Calvin Klein, Zara заявляют об отказе использования натурального меха в своей продукции, а H&M развивает линейку органической одежды. В свою очередь, IKEA запускает специальный сервис для своих покупателей в Бельгии и во Франции по ремонту и утилизации старой мебели. Unilever, Coca-Cola, McDonald’s и другие компании инвестируют в развитие устойчивых цепочек поставок, в том числе, развивая поставщиков на локальных рынках, включая Россию. Во всех этих проектах компании видят новые возможности для развития бизнеса и построения более устойчивых бизнес моделей.

Наблюдается ли эта тенденция в России? Результаты исследований ответственного потребления в России варьируются в цифрах, но все, так или иначе, подтверждают мировую тенденцию. Рассказывая Nielsen о купленных за последнюю неделю продуктах, 20% российских респондентов ответили, что приобрели товар компании, заботящейся об обществе, 26% – бренда, вкладывающегося в развитие местных сообществ, 25% выбрали продукт ответственно относящегося к окружающей среде производителя. Органическая упаковка привлекла 22% россиян.

info2

Источник инфографики: Российская газета

По данным исследования GFK для 50% населения России важно, где и как продукт сделан. 50% потребителей в России читает этикетки перед покупкой.

В качестве яркого для России примера, можно привести рынок органической продукции. е Ежегодный рост этого рынка в последние три года колеблется в пределах 5-10%. Для России рынок начался с импорта, и хотя на сегодняшний день существенная доля рынка приходится на западные компании, прогрессивные российские производители уже начали занимать свою нишу. Согласно исследованию компании “Ромир” 58% россиян готовы покупать именно органические продукты питания и платить за них больше. По данным союза органического земледелия, 21% населения России хорошо знает, что такое органические и экологически чистые продукты питания и стремится покупать именно их. Из них 45% – молодые мамы, 30% – приверженцы здорового образа жизни, 10% – те, кто по состоянию здоровья вынужден есть здоровую еду, 10% – сегмент luxury, 5% – люди, для которых органика – дань моде. info1

Источник: Российская газета

Ответственное потребление в России развивается и российский потребитель не сразу, но постепенно учится выбирать продукцию и отличать рекламные слоганы от действительно натуральных и этических продуктов, учится новым моделям поведения и потребления. Важно, что учится «он» вместе с бизнесами, которые сделали ставку на потребителя 21-го века, выделяя их среди остальных компаний.

Кто такой ответственный потребитель в России и где его найти? Преобладают ли возможности над вызовами в борьбе за российских ответственных потребителей, сотрудников и жителей? Возможно ли воспитать ответственность в потребителях, возникнет ли она сама по себе или необходимы серьезные мотивирующие механизмы?

Найти ответы на эти вопросы и услышать разные точки зрения мы постараемся на встрече 15 марта в Московской школе управления СКОЛКОВО, где эксперты Института исследований развивающихся рынков и Всемирного фонда дикой природы (WWF России) собирают представителей бизнеса, органов власти, СМИ и академического сообщества для обсуждения реализованных и не состоявшихся проектов, ориентированных на ответственное потребление в России.

Подробности и регистрация

Авторы статьи: Наталья Зайцева, руководитель лаборатории устойчивого развития IEMS СКОЛКОВО,
Евгения Феоктистова, редактор Be in Trend Online