Заметка о лидерстве: Эффективно ли управление эффективностью?

Вопрос от Пьера Касса всем лидерам: Знаете ли вы, какие проблемы скрывает управление эффективностью?

Технологии — ничто. Что действительно крайне важно — это вера в людей. Дайте им инструменты, и с помощью них они смогут сотворить нечто прекрасное.

Стив Джобс

 

Многие руководители не осознают, насколько непродуктивны большинство систем анализа эффективности работы. Входите ли вы в их число? Закрываете ли вы глаза на непродуктивность большинства подходов к анализу эффективности?

В моем понимании, существуют три главные проблемы, связанные с концепциями, методами и результатами управления эффективностью в том виде, в котором они сформулированы и используются сегодня.

 

Концепции

Базовые допущения и ценности, лежащие в основе большинства моделей управления эффективностью, устарели и не соответствуют современным ожиданиям. Люди изменились, и те методы, которые были эффективны пятьдесят лет назад, уже не работают.

Руководители организаций все еще воспринимают сотрудников в качестве подчиненных, которых необходимо направлять, наставлять и контролировать.

Они не понимают, что люди во всем мире изменились и способны недвусмысленно проявлять такие качества, как:

  • внутреннюю приверженность целям организации;
  • профессионализм и высокое качество работы;
  • автономность и независимость.

Безусловно, существует диссонанс между ожиданиями людей по отношению к своим руководителям, и рабочей средой, для которой все еще зачастую характерно недоверие.

 

Методы

Управляя эффективностью, многие руководители применяют слегка облагороженный нисходящий подход, который унижает членов коллектива и, как правило, основывается на чувстве страха. Большинство руководителей до сих пор придерживаются в работе распространенного принципа «Управление по целям» (MBO), который, по мнению сотрудников, является еще одним методом микроменеджмента. И они возмущаются. Они против такого отношения.

Высшие руководители утверждают, что организации необходим порядок, и считают недопустимой передачу контроля над эффективностью в руки сотрудников.

Тщательный анализ методов управления эффективностью приводит к следующим выводам:

  • на данный момент ни одна организация в мире не обладает качественной и эффективной системой управления эффективностью;
  • руководители, вынужденные применять принцип MBO, не довольны им;
  • сотрудникам не нравится их положение.

 

Результаты

Схемы управления эффективностью, применяемые многими организациями, не приносят ожидаемых результатов. Вместо этого они лишают членов коллектива мотивации и становятся дополнительным источником напряжения для руководителей.

Многим организациям так и не удалось воплотить в жизнь три основных принципа, без которых управление эффективностью бессмысленно:

  • предоставление объективной обратной связи;
  • справедливое признание достижений и вознаграждение за них;
  • определение перспективных потенциальных руководителей.

 

Советы руководителям

«В основе обеспечения стабильных показателей лежат четыре ключевых этапа: планирование результатов деятельности (постановка конкретных, измеримых, достижимых, актуальных и ограниченных во времени целей); обеспечение результатов (предоставление людям возможности выполнить работу); оценка эффективности (сравнение достижений с ожидаемыми результатами) и анализ эффективности (использование результатов деятельности для закрепления сильных сторон сотрудников)».

Александр Рем

 

Основываясь на нашем опыте и результатах исследования, мы можем сказать руководителям следующее:

  1. Не существует идеальной модели управления эффективностью. Наиболее эффективна та, которая основывается на уважении и заботе о конкретных людях, опирается на фактические данные, побуждает людей к личному развитию (что они приобретут в итоге?) и отличается прозрачностью и честностью.
  2. Все современные подходы по-прежнему строятся на допущении, что одни люди вправе судить других (а на чем основано такое право?).
  3. Справедливым процесс становится тогда, когда он выстроен с учетом особенностей отдельных сотрудников, работающих вместе (люди по-разному относятся к опытному сотруднику и новичку, только закончившему университет).

 

Выводы

Представьте на секунду, насколько невероятным (разумным и результативным) мог бы быть процесс управления эффективностью. Процесс, который приносил бы всем участникам чувство гордости и удовлетворения, а организации — передовые идеи и великолепные результаты!

Главное — не отказываться от своей мечты…