Заметка о лидерстве 27: Какую позицию занимаете вы?

Как определить тот стиль лидерства, который вы используете фактически? Работаете ли вы в военной или партнерской модели со своей командой? Профессор Пьер Касс предлагает поговорить начистоту и разобраться, стоит ли что-то менять.

Немного истории

С течением времени в разных уголках земного шара теория и практика лидерства постоянно эволюционировала — иногда едва ощутимо, а иногда радикально.

Эволюцию лидерства можно описать и проанализировать на примере маятника. На одной стороне находится лидерство, основанное на военной модели (делай, что говорят!), на другой — более демократичный стиль руководства (делай, что считаешь нужным, я тебя поддержу). Судя по всему, в настоящее время маятник приближается к середине, колеблясь между двумя сторонами (давай обсудим, что нужно сделать).

Прежде чем знакомиться с описаниями трех основных моделей лидерства, которые используются в современных организациях, выполните предложенное ниже задание. Решите, какая из моделей наиболее близка вам в данный момент. Нужно выбрать одну из них! Не раздумывайте над ответом.

Три модели лидерства

Для вас лидерство заключается в том, чтобы:

Модель 1

  • давать команде ясные указания;
  • концентрироваться на результатах и скорости;
  • отвечать за все действия.

Модель 2

  • доверять членам команды;
  • помогать людям проявить себя;
  • предоставлять команде необходимые средства и ресурсы.

Модель 3

  • следить за тем, чтобы в нужный момент работу возглавлял подходящий человек;
  • разделять ответственность с другими;
  • быть равным среди равных.

Результаты

Если вы выбрали:

  • Модель 1: вы выбрали авторитарную модель. Лидер использует свои полномочия, чтобы указывать людям, что и как нужно делать. Эта модель очень эффективна в кризисных ситуациях, когда у лидера есть идеи, как можно выйти из сложившегося положения.
  • Модель 2: вы выбрали модель лидерства как служения. Роль лидера заключается в создании оптимальной среды для успешной работы сотрудников. Лидер предоставляет необходимые ресурсы и поддержку и убирает все препятствия с пути, чтобы команда работала как можно более продуктивно. Эта модель эффективна, если команда находится в хорошей форме, а ее члены обладают нужными способностями и полностью преданы делу.
  • Модель 3: вы выбрали модель партнерского лидерства. Лидер и члены команды, в сущности, равны — полномочия передаются от одного к другому в соответствии со стоящими перед командой задачами и навыками, необходимыми для достижения успеха на данном этапе. Здесь все — партнеры. Лидер обращает внимание не столько на суть работы, сколько на рабочий процесс.

Новая тенденция

Судя по всему, сегодня наиболее актуальна модель партнерского лидерства, в основе которой лежат следующие предположения и принципы:

  • сотрудники обладают различными способностями и могут вносить различный вклад в успех команды и компании;
  • ключом к успеху сегодня является использование индивидуальных способностей для решения соответствующих текущих задач. Таким образом, у каждого есть возможность в тот или иной момент переключиться на роль лидера и взять на себя соответствующие полномочия;
  • новые компании в равной мере ценят все индивидуальные способности своих сотрудников. Все люди — партнеры.

Данный стиль руководства приводит к следующим результатам:

  • сотрудники чувствуют, что их, а также их вклад в общее дело уважают и оценивают по достоинству;
  • растет доверие между членами команды;
  • лидер воспринимается как менеджер талантов;
  • негативное воздействие борьбы за власть уменьшается или поддается управлению;
  • качество результатов растет;
  • сотрудники чувствуют себя более непринужденно и получают гораздо больше удовольствия от работы;
  • члены команды по-настоящему преданы своему делу.

Мини-кейс (чтобы проверить, правильно ли вы все поняли)

Ваша команда переживает серьезный кризис: один из крупных заказчиков сообщил, что он потеряет много денег из-за того, что вы просрочили важную работу. Заказчик собирается прекратить сотрудничество, и сложившаяся ситуация невероятно тяжела для вас, вашей команды и вашей компании.

Какова ваша первая реакция?

  • собрать членов команды, обсудить положение и подумать, как сделать ситуацию выигрышной и кто лучше всего подходит для этой роли;
  • назначить встречу с заказчиком и попытаться решить проблему самостоятельно;
  • попросить члена команды, курирующего этого заказчика, подумать, что можно предпринять в сложившейся ситуации.

Выводы

В силу непостоянства текущей среды (слишком много изменений за короткие промежутки времени) лидерам нужно использовать различные модели поведения в зависимости от конкретных ситуаций и ожиданий людей, сохраняя при этом баланс и свое “я”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *