Книжная полка: навыки коммуникации

Впреддверии старта модульной открытой программы, посвященной развитию навыков  коммуникации, мы публикуем подборку из лучших, по мнению Хелен Эдвардс, книг последних лет, которые помогают руководителям научиться эффективно  информировать, вовлекать, мотивировать и вдохновлять своих сотрудников и партнеров.

51D1kAKnXcL._SX329_BO1,204,203,200_Важность навыков презентации и повествования растет по мере ужесточения стандартов, и люди все реже готовы слушать оратора только из-за занимаемой им позиции. В своей книге Talk Like TED: the 9 Public Speaking Secrets of the World’s Top Minds («Презентации в стиле TED: 9 приемов лучших в мире выступлений») (2014 г.), Кармин Галло проводит научный анализ сотен наиболее популярных презентаций TED. Он делится личными впечатлениями от работы с лидерами ведущих мировых брендов, помогая читателям выработать эффективный стиль, который позволит им привлечь внимание слушателей. Он также объясняет (с позиции нейробиологии), почему одни стили коммуникации намного эффективнее других. 

Для Галло нет скучных тем. Вот как он описывает выступление компании SanDisk (ведущего производителя флеш-памяти для цифровых устройств) перед уставшей аудиторией на ежегодной встрече с инвесторами: «Аналитики ожидали увидеть банальные таблицы и диаграммы, поэтому руководитель решил привнести в свою речь личные нотки и немного эмоций. Он рассказал, что очень любит цифровую фотосъемку и имеет огромную домашнюю коллекцию из 80 000 фотографий, причем почти все они хранятся на картах SanDisk. Он показал снимки, на которых его дочки-школьницы занимаются спортом, а также панорамные фотографии природы. Панорамные снимки, объяснил он, требуют в десять раз больше места для хранения, чем обычное фото, — в десять раз больше возможностей для SanDisk». Галло объясняет, каким образом новый подход к передаче информации, которая кажется слушателям хорошо знакомой и совершенно обычной, может превратить рутинное мероприятие в запоминающееся событие.

Эта книга также является отличным руководством по лучшим презентациям TED, отрывки из которых Галло часто использует для иллюстрации своих тезисов. Он рассказывает, как однажды Билл Гейтс шокировал публику, выпустив в аудиторию рой комаров, заметив при этом: «Подобный опыт не должен быть уделом бедняков». Он описывает, как Кен Робинсон, представивший самую популярную в истории TED презентацию на тему «Как школы подавляют творчество», смог поразить 15 миллионов зрителей своим юмором и талантом рассказчика, говоря о такой малообещающей теме, как образование. Галло рассказывает, как экономист Хуан Энрикес объясняет проблему заимствования денег под залог активов. Он показывает аудитории фотографию, на которой несколько людей смеются и слушают музыку, сидя в бассейне. В центре бассейна находится столик с радиоприемником, который включен в розетку и вот-вот свалится в воду: «получать деньги хорошо и весело, но последствия могут оказаться смертельными». Аудитории трудно забыть идею, которую им передали при помощи такого сравнения.

51TOyOGWnzL._SY344_BO1,204,203,200_На всех уровнях организации от сотрудника требуется умение убеждать других в необходимости траты ресурсов — денег, усилий или внимания. В своей книге To Sell is Human: The Surprising Truth about Persuading, Convincing and Influencing Others («Человеку свойственно продавать. Удивительная правда о том, как побуждать других к действию») автор Дэниел Пинк выделяет три личных качества и три фундаментальных навыка, необходимых для того, чтобы мотивировать людей.

К числу трех личных качеств относятся:

  • Подстройка: способность понимать точку зрения других людей. Она включает умение оценивать ситуацию и верно интерпретировать динамику внутри группы.
  • Плавучесть: способность оставаться на плаву в «океане неприятия». Для этого необходимо верить в то, что пытаешься продать.
  • Доходчивость: способность найти, «продемонстрировать проблемы, о которой люди могут и не подозревать».

Три фундаментальных навыка:

  • Питч: шесть преемников «питча в лифте» и способы их применения.
  • Импровизируйте: как использовать правила импровизационного театра для повышения эффективности коммуникации.
  • Обслуживайте: два принципа, помогающих придать смысл любой продаже: «влияние на личность и целенаправленное влияние».

В книге приводится большое количество практических примеров и описан прием подражания для быстрого установления контакта с людьми. В книге показано, как можно уместить краткую презентацию в одно слово, а также говорится о способах передачи эмоционально верных сигналов. Пинк заключает: «Относитесь к каждому клиенту, как к своей бабушке… А если не можете преодолеть скептицизм, то попробуйте такой вариант: относитесь к каждому, как к своей бабушке, но понимайте, что у бабули восемьдесят тысяч подписчиков в Twitter».

hbr-s-10-must-reads-on-communicationНаконец, издание HBR’s 10 Must Reads: On Communication («10 лучших статей HBR о коммуникации») (2013 г.) является сборником десяти лучших статей по всем элементам коммуникации, опубликованных в Harvard Business Review. В него вошли статьи Роберта Чалдини и Джея Конгера про убеждение, Ника Моргана об умении быть аутентичным оратором, Стивена Деннинга об искусстве повествования и Кимберли Элсбэк о краткой презентации идей. Важно помнить о том, что коммуникация также включает и то, что не было сказано вслух. В другой статье из сборника Is Silence Killing Your Company («Молчание как способ убить компанию») Лесли Перлоу и Стефани Уильямс объясняют: «Взгляд на молчание как на социальную добродетель подкрепляется инстинктом выживания. Многие организации дают понять —вербально или невербально, —что нет лучшего способа сохранить работу и сделать карьеру, чем не выбиваться из общей массы». Однако исследования показывают, что молчание крайне дорого обходится и компании, и отдельным сотрудникам: «молчание может дорого обходится человеку в психологическом плане, вызывать в нем такие чувства, как унижение, разрушительный гнев, обиду и т. п., которые, если их не выразить, отравляют собой каждое взаимодействие, убивают творческий подход и снижают производительность». Причина молчания заключается в том, что сталкиваясь с иной точкой зрения, люди предпочитают говорить то, что, как им кажется, хотят услышать другие. Но молчание не решает проблем. Негативные чувства усиливаются, и «запускается деструктивная модель молчания… Каждый раз, когда сотрудник выбирает молчание, он блокирует новые идеи и альтернативные методы действия». Людям необходимо понять, что у них есть право высказывать свое мнение. Руководство может подать пример, признав свои ошибки и неудачи.

 

Академия коммуникации” стартует в бизнес-школе СКОЛКОВО 5 ноября.

 

Talk Like TED: the 9 Public Speaking Secrets of the World’s Top Minds
Кармин Галло, St. Martin’s Press, 2014 г.

To Sell is Human: The Surprising Truth about Persuading, Convincing and Influencing Others
Дэниел Пинк, Canongate, 2013 г.

HBR’s 10 Must Reads: On Communication
Harvard Business School Publishing Corporation, 2013 г.

 

Автор статьи: Хелен Эдвардс, Московская школа управления СКОЛКОВО