Информационные технологии и управление частным благосостоянием: «Get Digital or Die Trying»

В результате стремительного и всеохватывающего распространения информационных технологий во многих секторах и сегментах экономики происходят по-настоящему революционные и фундаментальные изменения, которые приводят к появлению качественно новых и расшатыванию старых бизнес-моделей. 

Головокружительный успех Uber, Alibaba, Airbnb и других активно использующих цифровые технологии компаний – яркое тому подтверждение.

Глобальный IT-тренд постепенно начинает преобразовывать такую относительно «закрытую» и «консервативную» индустрию, как управление частным благосостоянием (wealth management). Сегодня оказываемое цифровыми технологиями влияние на индустрию находится в фокусе внимания ведущих мировых аналитических центров. Согласно данным Capgemini и RBC Wealth Management, около 57% владельцев крупных капиталов (high net worth individuals) взаимодействуют со своими финансовыми консультантами через цифровые каналы, используя мобильные приложения и социальные сети. По прогнозам аналитиков, к 2019 году этот показатель вырастет до 64%.

В Центре управления благосостоянием и филантропии СКОЛКОВО мы задались вопросом: как конкретно современные технологии могут «переформатировать» рынок управления частным благосостоянием? На наш взгляд, в сфере управления частным благосостоянием возникает несколько сегментов цифровых трансформаций.

Рост влияния потребителя. В результате невиданного расширения глобальных информационных потоков, а также повсеместного распространения устройств для управления ими конечный потребитель становится лучше осведомлен о состоянии рынка, ценах на услуги управляющих, и о качестве предлагаемых услуг. По всей вероятности, именно потребители, а не поставщики услуг будут формировать «правила игры» в индустрии управления благосостоянием в обозримой перспективе.

Новые каналы коммуникации. В первую очередь речь идет о социальных сетях, которые дают возможность прямого, круглосуточного и ничем не ограниченного взаимодействия между финансовыми советниками и их клиентами. Социальные сети играют важную роль в жизни современного «хайнета». Например, выпущенный компанией PWC в 2013 году отчет «Asset Management in the Social Era», по сути, является пошаговой инструкцией по использованию социальных сетей в целях маркетинга для фирм, специализирующихся в управлении активами. Социальные сети вкупе с мобильными приложениями способны вывести механизмы сбора и обработки «обратной связи», совершения сделок, оплаты услуг и поиска новых клиентов на качественно новый уровень.

Снижение издержек. Способность сократить издержки, особенно если речь идет о высоко конкурентных рынках, может стать ключевым преимуществом в борьбе за клиента. В этом смысле цифровые технологии являются эффективными инструментами уменьшения затрат для профессиональных управляющих частными капиталами. Например, облачные технологии, которые EY причисляет к главным «драйверам» трансформационных изменений в индустрии управления частным благосостоянием, позволяют существенно экономить на IT-инфраструктуре. Уже нет необходимости инвестировать в собственное железо или платформы – оплачивается только необходимый для текущих потребностей объем ресурсов, а в случае роста нагрузки есть возможность оперативно масштабироваться: добавить вычислительные мощности или размеры хранилищ данных.

Снижение барьеров входа на рынок для новых игроков. Индустрия управления частным благосостоянием традиционно являлась относительно закрытой и замкнутой в силу специфики нормативного регулирования и особенностей самого рынка. Однако в результате IT-революции для нетрадиционных игроков появляется возможность занять свою нишу. В частности, один из последних инвестиционных проектов Google направлен на создание поисковой системы для выбора и покупки выгодных ценных бумаг. Вполне реалистичным выглядит сценарий, что такие IT-гиганты, как Google или Facebook, используя успешную модель Uber на рынке управления частными активами, сформулируют принципиально новую повестку дня и отменят прежние устоявшиеся на рынке правила и стандарты. Профессор по управлению активами Теодоро Д. Кокка (Университет им. Иогана Кеплера в Линце, Австрия) предсказывает в ближайшем будущем создание компаниями Apple или Facebook виртуального банка «iWealth». Этот вооруженный современными технологиями и доведенными до совершенства клиентскими интерфейсами посредник будет предлагать финансовые продукты традиционных банков, которые к тому времени перестанут работать с клиентами напрямую.

Безусловно, проникновение современных технологий в сферу управления частными капиталами открывает перед поставщиками и потребителями услуг новые возможности. Благодаря использованию «больших данных» профессиональные финансовые консультанты и управляющие частными капиталами смогут сформировать более детальный портрет клиента, что позволит лучше понять его запросы и потребности. Использование мобильных приложений позволит клиентам оперативно совершать необходимые транзакции, минуя лишних посредников.

Однако вместе с возможностями цифровые технологии порождают риски и вызовы, в первую очередь относящиеся к вопросам безопасности. Деньги, а тем более большие деньги, всегда привлекали внимание разного рода злоумышленников. Но если в вопросах противостояния традиционным «физическим» угрозам (ограбления, кражи и т.д.) банки и управляющие компании имеют многовековой опыт, то в виртуальном пространстве ситуация намного сложнее. В этом смысле примечательна беспрецедентная по масштабу кибер-атака хакерской группы «которая в феврале 2015 года затронула 100 финансовых организаций по всему миру и привела к убыткам в размере 1 млрд. долларов. А в результате произошедшего в октябре 2014 года взлома компьютерных сетей крупнейшего американского банка произошло разглашение конфиденциальной информации 83 млн. клиентов.

Наконец, можно говорить о появлении некого противоречия: профессионалы, обслуживающие частные капиталы, и специалисты по информационным технологиям недостаточно хорошо осведомлены о выгодах, которые они могут друг другу предложить. Возможное решение – создание дискуссионной площадки для обсуждения вызовов, проблем и возможностей, которые возникают на пересечении цифровых технологий и индустрии управления частным благосостоянием.

Распространение цифровых технологий приводит к смене парадигм в индустрии управления частными капиталами и благосостоянием. Основные вопросы: как минимизировать риски цифровой революции и как максимизировать выгоды, которые она может принести клиентам и поставщикам услуг.

 

Авторы статьи: Руслан Юсуфов, Ильфат Гамилов,
Центр управления благосостоянием и филантропии СКОЛКОВО