Преодолеть «шаблонное мышление» и увидеть новые возможности: 5 шагов от Марши Рейнольдс

Чтобы помочь людям по-новому взглянуть на ситуацию, нужно всего лишь помешать их мозгу обрабатывать информацию автоматически. Когда перед нашим мозгом встает задача определить, кто мы такие, и понять окружающий мир, он обычно реагирует быстро, но в рамках известного. Он не любит останавливаться, чтобы найти «нешаблонное решение». Наш мозг быстро интерпретирует информацию и торопится создать понятные смыслы, что на практике ограничивает креативность.

Прежде чем начать мыслить нешаблонно, человек должен «узнать врага в лицо», а именно – увидеть свои шаблоны. Вот почему так трудно изменить чье-либо мнение или стимулировать людей мыслить более творчески.

В книге «Зона дискомфорта. Как лидеры превращают неприятные разговоры в выдающиеся достижения» (The Discomfort Zone: How Leaders Turn Difficult Conversations into Breakthroughs) описываются беседы в «зоне дискомфорта», цель которых – помешать автоматической обработке информации, чтобы люди сделали паузу и осознали, как идет их мыслительный процесс. «Зона дискомфорта» – это момент неопределенности, когда люди максимально открыты новому. И именно этот момент представляет собой наилучшую возможность посмотреть на вещи по-новому, увидеть разные способы решения проблем и, возможно, вырасти в личностном плане.

Согласно последним исследованиям в области нейрофизиологии, чтобы мыслить нестандартно, мозг должен быть возбужден сильными эмоциями, такими как удивление, защитная реакция и замешательство. Если вам нужно помочь кому-то изменить привычный способ мыслить и действовать, придется поставить под сомнение его убеждения, создавшие рамки в мозге, и вывести на поверхность скрытые страхи, потребности и желания, поддерживающие эти конструкты, тем самым создав напряжение. Понадобится прореха в «силовом поле», которое защищает наше ощущение реальности, чтобы люди начали активно исследовать, рассуждать и менять убеждения.

Вспомните собственный опыт. Внезапное, новое и прекрасное решение проблемы, возможно, пришло к вам не тогда, когда вы корпели за рабочим столом, меняя местами детали. Новая идея, которая может изменить ваше будущее, появилась не тогда, когда вы сидели в темноте и специально размышляли о смысле жизни. Вспышки озарения приходят не по нашей воле. Неожиданное решение, поразительная правда и глубокое понимание того или иного явления, вероятнее всего, появились, когда вам задали неожиданный вопрос или когда вы впоследствии размышляли над собственным ответом, что заставило сделать паузу и усомниться в прежнем мнении.

Возможно, ваши лучшие творческие идеи стимулировал кто-то другой. Нельзя полностью исследовать собственные мысли так же, как нельзя себя пощекотать. Мозг заблокирует вас и сделает нечувствительным к вашим же попыткам. Но когда авторитетный человек подвергает вашу логику сомнению и задает сильный вопрос, разрушающий вашу защиту, мозгу приходится перетасовывать данные, хранящиеся в долгосрочной памяти. Какое-то время вам будет неуютно, голова опустеет. Возможно, вы почувствуете легкую грусть или гнев, поскольку сами не смогли увидеть ситуацию в другом свете. Потом, вероятно, вы посмеетесь над увиденным… и над собой – вы были настолько близоруки, что не заметили решения перед собственным носом.

Эту реакцию можно вызвать у других с помощью терпения, слушания и любопытства, позволяющего задавать верные вопросы. Вот пять шагов, которым нужно следовать, чтобы открыть к новому ум другого человека:

  • Откажитесь от готового знания. В разговор стоит вступать с позицией, что ваш собеседник увидит новые возможности, если вы зададите правильные вопросы. Если у вас в голове уже сформирован нужный вам итог беседы, собеседник почувствует, что вы склоняете его к определенной точке зрения и не интересуетесь тем, что он думает на самом деле. Вам должно быть любопытно, что скажет другой и в каком русле пойдет разговор. Если вы просто хотите достичь поставленной цели, и собеседник это почувствует, разговор превратится для него в допрос, а не в творческое исследование.
  • Ищите ключи в рассказе собеседника. Слушать надо не только для того, чтобы человек чувствовал внимание к его словам. Надо вытащить на поверхность те установки и убеждения, которые создают шоры, на позволяющие смотреть на вещи шире. Когда вы перефразируете установки и спрашиваете, действительно ли они верны, вы позволяете собеседнику поставить его выводы под вопрос. Тогда он сможет отделить истину от собственных измышлений и сразу увидеть, что еще может оказаться правдой.
  • Задавайте вопросы вместо того, чтобы предлагать решения. Пока человек рассказывает историю, спрашивайте о желаниях, разочарованиях и страхах, которые, как вам кажется, он переживает. Возможно, вам и правда кажется. Но если вы оформили наблюдение в вопрос, человек ответит вам, объясняя, почему, с его точки зрения, у него возникли или не возникли те или иные эмоции. Это переведет разговор на более глубокий уровень. Как вы считаете, какие вещи, за которые держится человек, не дают ему двигаться вперед? Как вы думаете, почему он за это держится? Может быть, человек хочет что-то получить, например, уважение, признание или безопасность, но думает, что не сможет, и это вызывает у него злость или страх?
  • Пусть собеседник опишет идею, которая его вдохновила, прежде чем перейти к следующему этапу. Иногда люди останавливаются на секунду и говорят: «Вот это да! Я никогда раньше об этом не задумывался!», а потом рвутся вперед с решением или новой идеей. Попросите человека выразить озарившую его мысль, чтобы она приобрела четкость и закрепилась. В противном случае он может забыть, чему научился.
  • Будьте терпеливы и адаптируйтесь к дискомфорту. Если разговор станет рискованным, беспорядочным или эмоциональным, сделайте глубокий вдох и вспомните, что цель общения – помочь другому думать самостоятельно. Если вы собьетесь и расскажете человеку, что неверно в его рассуждения, его мозг закроется. Никто не любит чувствовать себя неправым или глупым. Помните: вы наблюдаете, как мозг человека, сидящего перед вами, сортирует информацию и находит решение. Будьте терпеливы в ходе этого процесса, чтобы не потеряться в эмоциональных реакциях человека.

Если вы лидер и хотите помочь остальным мыслить более творчески, нужно чаще задавать вопросы, а не давать советы. Когда вы задаете хорошие вопросы, которые помогают людям остановиться и подумать над ходом своих мыслей, вы опираетесь на их знания, а не ограничиваете их вашими знаниями. Вы помогаете людям стать более открытыми новому и увидеть мир вокруг по-другому.

Автор статьи:

Марша Рейнольдс, доктор психологии, сертифицированный коуч (PsyD, MCC).

Марша— настоящий первопроходец в области коучинга. Она является основателем и пятым президентом Международной федерации коучинга. Марша была в числе первых 25 человек, кто стал сертифицированным коучем. В настоящий момент она является президентом Ассоциации организаций по коучингу и директором по обучению в Институте коучинга для медицинских работников. Марша также преподает в коучинговых школах в России и Китае. Выдержки из ее книг «Перехитрите свой мозг» и «Зона дискомфорта: как лидеры могут превратить серьезный разговор в достижение» печатались во многих источниках, включая Harvard Management Review, Fast Company, CEO World, Forbes.com, CNN.com, Psychology Today и The Wall Street Journal.

О роли эмоционального интеллекта в управлении людьми, лидерстве и управлении изменениями – ближайший семинар Марши в бизнес-школе СКОЛКОВО