Заметка о лидерстве №23: Простой вопрос всем лидерам: Вы действительно понимаете людей?

Что это означает?

Понять самого себя – уже довольно сложная задача; в таком случае способны ли мы действительно понимать других? С этой проблемой, одной из самых сложных и важных, так или иначе сталкивается каждый лидер.

Сложность. Пытаясь понять другого человека, мы не можем даже рассчитывать на объективность, хотя бы потому, что рассматриваем окружающих с позиции собственных представлений и ценностей. Нельзя выйти за пределы личного восприятия. Все наши оценки и суждения субъективны, а мнения об окружающих больше говорят о нас самих!

Важность. Как руководить людьми, не имея ни малейшего представления об их мотивах? Каждый лидер должен знать способности и склонности своих коллег: только так можно добиться гармонии между должностными требованиями и навыками и ожиданиями сотрудников.

Модель. Вот простая и эффективная модель, которая поможет лучше узнать людей.

С помощью трех вопросов лидер сможет понять настрой людей (по крайней мере, в конкретной ситуации).

Вопрос 1: Что волнует человека больше всего?

«Можно назвать это ориентиром. Что ваш собеседник считает своим ориентиром в настоящее время: работу, карьеру, самоуважение, уважение окружающих. Иными словами, что движет им или волнует его больше всего?»

Вопрос 2: Как он воспринимает ситуацию?

«Зная ориентиры человека, мы должны обратить внимание на то, как он представляет ситуацию: все в порядке? у меня проблемы? все будет хорошо? ситуация безнадежна? неоткуда ждать помощи? уверен, вы сможете мне помочь…? Нужно узнать, каково его субъективное восприятие ситуации».

Вопрос 3: Какие эмоции он выражает?

«Наблюдая за эмоциями собеседника, проницательный лидер может узнать много важного, ведь эмоции — это сигналы нашей системы ценностей, которые мы посылаем себе и другим. Я рад, если происходящее совпадает с моими ценностями, и огорчен, если что-то им противоречит. Наши эмоции выдают нас!»

Три шага к пониманию

Получить ответы на эти три вопроса можно только в ходе живого общения с коллегой:

Шаг 1: он говорит. Дайте ему (или ей) возможность высказаться и поделиться наиболее волнующими проблемами. Ваш собеседник говорит, а вы слушаете.

Шаг 2: я говорю. Я задаю вопросы и узнаю новые детали, уточняю, правильно ли все понял, и высказываю собственные мысли.

Шаг 3: мы говорим. Настало время полноценного обмена мнениями и ощущениями. Теперь мы вместе добиваемся взаимопонимания (по крайней мере, до определенной степени). Это может стать началом тесного сотрудничества и совместного творчества.

Краткие советы лидерам

Лидеры должны учитывать, что главной целью общения является не поиск взаимопонимания, а взаимное «созидание»! В идеале поиск взаимопонимания должен привести к следующим результатам:

  • Вы узнаете о себе что-то, о чем раньше не подозревали.
  • Вы воспринимаете другого человека по-новому и способствуете его развитию.
  • Благодаря общению вы открываете новые идеи и возможности.

Взаимопонимание не столь существенно — куда важнее взаимное созидание!