Вторая часть интервью Томаса Касаса для Be in Trend: об инвестициях, бизнесе в Китае и мечте

Томас Касас, профессор макроэкономики и директор международного модуля в Китае программ EMBA и MBA, недавно был назначен Советником ректора СКОЛКОВО по академическим вопросам. Евгения Феоктистова, редактор онлайн-версии журнала Be in Trend, поговорила с Томасом о его опыте ученого и предпринимателя, а также о его взглядах на будущее Европы, Китая и России. Мы публикуем вторую часть интервью.

Как следует вести дела с китайцами?

«Вам необходимо завоевать доверие китайцев и проводить с ними время.»

Русским важно прочувствовать китайскую культуру, попытаться выстроить долгосрочные взаимоотношения с потенциальными китайскими партнерами, заинтересовать их, беседовать и проводить с ними время… и, самое главное: пытаться учиться у китайцев. В школах бизнеса мы преподаем студентам идеи и концепции, большинство которых возникло на Западе, в первую очередь в Северной Америке, но почти ничего не рассказываем о том, как устроены бизнес и политическая система в Китае, поэтому очень важно узнать об этом как можно больше: читать, ездить в Китай, впитывать в себя его культуру, а также активно искать возможности, которыми он располагает.

Самое важное, чему я научился в Китае:

  • Нужно открыться новым возможностям и активно их исследовать. Не надо сомневаться.
  • Не стоит бояться неудачи, нужно просто действовать! А в случае провала начать с начала. Если это невозможно — сменить направление. Главное не останавливаться.
  • Выстраивать со своими партнерами долговременные взаимоотношения, основанные на искреннем доверии.
  • Не пытаться быть китайцем — мы не китайцы. Нужно оставаться самим собой и показать свои сильные стороны —у вас есть то, чего нет у китайцев.
  • Китайцы ориентированы на продажу. Русские обычно не продают всего, что могут предложить, — как на личном, так и на корпоративном уровне.
  • Надо быть быстрым, гибким и отзывчивым; в Китае всегда существует альтернативный путь.

И стараться как можно большему научиться у китайцев: они многое могут предложить, начиная с бизнес-моделей и заканчивая интересным взглядом на жизнь.

По окончании китайского модуля многие студенты говорили, что если бы им не пришлось работать над учебным проектом по Китаю, то им никогда бы не пришла в голову мысль вести там дела, но теперь они видят, сколько возможностей таит в себе китайский рынок.

И хотя у русских есть все для ведения успешного бизнеса в Китае, я вижу, что этот потенциал в настоящее время еще не раскрыт. Мне кажется, что отчасти это связано с тем, что у русских нет стимула двигаться в направлении Китая. Тут нужен хороший импульс, русские должны намного активнее изучать Китай, ездить туда, инвестировать в него. Не только индивидуально, но и на уровне институтов, при поддержке правительства. Китайский должен стать языком, обязательным для изучения: каждому россиянину следует начинать учить китайский одновременно с английским, и должны вкладываться масштабные инвестиции в сотрудничество с китайцами. Я не раз замечал: если русские начинают работать с китайцами и проводить с ними какое-то время, то они добиваются больших успехов и очень хорошо адаптируются к китайским условиям. Русским нужно просто дойти до Китая.

Чего никогда не следует делать в Китае — это учить китайцев. Многие европейцы и американцы, придя в Китай с современными технологиями и богатым деловым опытом, допустили эту роковую ошибку, иногда ведя себя надменно и покровительственно. Если вы учите китайцев чему-либо, учитесь у них сами, и всегда следите за тем, чтобы ваши взаимоотношения воспринимались как взаимовыгодные. Ведя дела с китайцами, нужно быть сильным, но в то же время скромным».

Новые возможности в Китае:

«Я занимался и занимаюсь бизнесом в Китае в таких сферах, как современные технологии, IT и программное обеспечение, системы бизнеса и менеджмента, облачные вычисления, большие данные, O2O и т. п.»

В последние два года китайцы приняли решение перейти от политики «сделано в Китае» к политике «создано в Китае». Это означает активное стимулирование инноваций и поддержку новых предприятий со стороны государства, что в Китае играет очень большую роль. Это касается и финансирования. В высокотехнологичных отраслях КНР еще никогда не было столь благоприятного климата для инвесторов и предпринимателей.

Взглянув на ситуацию шире и выйдя за рамки инноваций и высоких технологий, можно также увидеть множество возможностей, поскольку рынок просто огромен. В Китае имеется обширный рынок почти для любой отрасли. На Западе очень трудно добиться успеха без инновации; в Китае же несколько проще в этом плане. Можно добиться очень неплохих результатов, не располагая последними технологиями, просто за счет размеров и темпов развития местного рынка.

На сегодняшний день Китай — одно из лучших в мире мест для стартапов: огромный и по-прежнему растущий рынок, правительство активно поддерживает инновации, особенно если вы из России (отношения между двумя странами, возможно, никогда еще не были столь теплыми и гармоничными!)»

Во что бы я инвестировал в России:

Учитывая свой предыдущий опыт, я бы инвестировал в высокие технологии — будь то программное обеспечение, фармацевтический бизнес, биотехнологии или нанотехнологии. Это актуально не только для России, но и для любой страны, где есть интеллектуальный потенциал, способный идти в ногу с инновациями. Однако российский рынок не так велик, и внутренние институты еще не совсем развиты, поэтому местные компании должны с самого начала ориентироваться на глобальный рынок, сразу же приступая к поиску зарубежных партнеров и возможностей для экспорта своей продукции. А это совсем не просто: вам приходится одновременно создавать компанию с нуля и выводить ее на международный уровень.

Множество возможностей имеется и в традиционных отраслях экономики. Мы сейчас пишем кейс о Splat — это весьма интересная компания в индустрии гигиены полости рта, очень инновационная, производящая простой продукт, но делающая это поистине оригинально, творчески и новаторски. Сельское хозяйство, на мой взгляд, также относится к числу традиционных отраслей, обладающих в России огромным, до сих пор не раскрытым, потенциалом. Здесь ключевую роль должны сыграть долгосрочные инвестиции, а также деятельность учреждений, стимулирующих такие инвестиции.

Для России характерно то, что какую бы отрасль мы не взяли, в ней всегда будет сильная экспортная составляющая. Единственный способ узнать, насколько ты конкурентоспособен, — экспортировать свою продукцию. Например, Splat экспортирует свой товар в 31 страну мира на Запад и Восток.

Когда этот вопрос задали президенту СКОЛКОВО, он рекомендовал не идти в отрасли, в которых ярко выражено влияние государства. Но, как и в Китае, здесь множество других отраслей и возможностей. Повторюсь, что, на мой взгляд, Россия слишком много импортирует и недостаточно экспортирует. У вас в России есть все: человеческий капитал, земля, энергия. Производя что-либо в России, надо ориентироваться на глобальный рынок — иначе вы не выдержите конкуренции даже на внутреннем рынке. Нам всем следует поучиться у китайцев, корейцев и, прежде всего, у японцев. «Для того чтобы выжить на российском рынке, фирма должна быть ориентирована на экспорт».

О мечтах:

«Это то, что нам следует делать: мечтать по-своему, мечтать сообща и мечтать по-крупному.»

Моя давняя мечта — стать гражданином мира, понимать и принимать различные части света и чувствовать себя дома в любом месте, при этом постоянно учась новому. Каждый день вам приходится узнавать что-то новое, расширять знания, постигать других, становясь при этом лучше самому.

Сегодня моя главная мечта — создавать новые знания. Знания, которые важны и полезны хоть кому-нибудь в этом мире. Это может быть модель управления СКОЛКОВО или какой-либо другой исследовательский проект, например о том, как китайские фирмы инвестируют за рубеж или как китайские стартапы создают качественно новое понимание инновации. Еще одна интересная тема — это влияние элит на национальное (или региональное) развитие через формируемые ими системы (национальные, культурные, религиозные или экономические) и возникающие в результате институты. Если посмотреть в совершенно другом направлении, то мы совместно с Университетом Санкт-Галлена сотрудничаем сейчас со швейцарскими и немецкими компаниями, создавая модель работы высокоэффективной команды в европейских компаниях.

Вопросы от Томаса Касаса

Президенту Путину: «Что вы думаете о создании процветающего евразийского пространства от Лиссабона до Гонконга к 2050 году, и каким будет в нем место России?»

Учредителям СКОЛКОВО: «Вы все добились успехов своими силами, начав с нуля. Что следует сделать для того, чтобы Россия стала страной процветающего предпринимательства? Как превратить молодое поколение россиян в поколение предпринимателей-инноваторов, генерирующих новое богатство?»

Тем, кто хочет начать обучение по программе СКОЛКОВО EMBA: «Какова ваша самая смелая и амбициозная мечта?»

Работа в команде считается одним из самых главных и сложных аспектов в бизнесе XXI века: люди больше не работают в компаниях, они работают в командах. Именно в командах создаются инновации, и управление командами (или же самоуправление команд) является чрезвычайно важной и трудной проблемой. Поэтому мы проводим массу исследований и создаем практически значимую модель работы высокоэффективной команды.»