Июньский дайджест от Хелен Эдвардс

В июньском выпуске дайджеста нашей библиотеки Хелен Эдвардс рассказывает о книжных новинках, которые меняют устоявшееся представление о том, как стоит вести себя амбициозным людям при построении карьеры. В книге Give and Take («Брать или отдавать») Адам Грант рассказывает о парадоксальном правиле успеха: поднимаясь по карьерной лестнице, не сметайте всех со своего пути, а берите с собой. Ричард Хитнер в книге Consiglieri («Консильери») исследует феномен «второго по званию», когда любая должность, кроме руководящей, считается второстепенной. Он описывает множество возможностей получить власть и влияние, не являясь формальным руководителем.

Give and Take: Why Helping Others Drives our Success («Брать или отдавать: почему помощь другим приведет вас к успеху?»)

Адам Грант

Phoenix, 2014 г.

Стоит ли помогать коллегам, или помощники всегда оказываются позади? Вот что думает по этому поводу Адам Грант, профессор Уортонской школы бизнеса и психолог-специалист в области взаимоотношений в организациях: «На работе мы ежедневно сталкиваемся с выбором: требовать как можно большее вознаграждение или не думать о собственной выгоде?» Исходя из этого, Грант выделяет три стиля взаимодействия.

  • Берущие предпочитают получать больше, чем отдают: «Они убеждены, что мир живет по законам волчьей стаи и им нужно быть лучше других, чтобы добиться успеха. Стараясь доказать свою компетентность, они продвигают себя и следят за тем, чтобы их усилия были вознаграждены».
  • Дающие предпочитают отдавать больше, чем получать: «Они чрезвычайно щедры и делятся временем, энергией, знаниями, навыками, идеями и связями с теми, кому это может помочь».
  • Обменивающиеся стараются сохранить баланс между вложенными усилиями и полученным вознаграждением: «Они действуют по справедливости — помогают другим, но не в ущерб себе».

Исследование Гранта показывает, что большинство людей выбирают один стиль взаимодействия (берущий, дающий или обменивающийся) и в основном следуют ему. Этот выбор основывается на личных мотивах, ценностях и намерениях в отношении других людей, а не на личных качествах окружающих.

Действительно, большинство людей не хотят, чтобы их воспринимали как дающих. По результатам одного опроса так назвали себя только 8%, другой опрос выявил в три раза больше обменивающихся, чем дающих. В рамках своего исследования Грант изучил отношение инженеров, специалистов по продажам и студентов-медиков к разным моделям взаимодействия. Как и следовало ожидать, дающие чаще встречались среди наименее успешных людей, которые были больше сосредоточены на других людях, а не на собственных вложениях. Тем не менее Грант определил, что дающие превосходят своих успешных коллег: инженеры отличаются наибольшей производительностью, студенты-медики получают более высокие оценки, а специалисты по продажам совершают больше сделок.

В своей книге Грант объясняет, почему стратегия «отдавать больше, чем получать взамен» может быть эффективной. Дающие не обязательно более дружелюбны или менее амбициозны, чем другие люди. У них другой способ достижения цели. Грант описывает отличия подхода дающих к четырем важным рабочим областям: установлению связей, сотрудничеству, оценке и влиянию. Он также затрагивает вопрос личных затрат: как избежать выгорания и не превратиться в «тряпку».

Consiglieri: Leading from the Shadows («Консильери. Лидер в тени»)

Ричард Хитнер

Profile Books, 2014 г.

«Я часто задаюсь вопросом, почему в книгах по менеджменту и организациях все внимание уделяется только высшему руководству. Почему целеустремленные и талантливые лидеры не считают ценными роли заместителя, советника, ассистента? Почему этим людям достается так мало признания? Как создать альтернативную модель лидерства, благодаря которой будет выявлено, воспитано и вознаграждено то глубокое влияние, которое они оказывают на организацию?» Эта книга о том, какой вклад вносят вторые лица. Новые исследования приматов показывают, что, по сравнению с измотанными альфа-самцами, бета-самцы бабуинов более подвижны и менее подвержены стрессу, и Хитнер оспаривает мнение о том, что все амбициозные люди должны стремиться к лидерству. Книга доказывает, что ни один человек не способен выполнять все множество функций, необходимых для успешного управления организацией. За руководителем всегда остается последнее слово. Но, занимая и другие должности — советника, посредника или специалиста по разрешению конфликтов, — вы можете стать «лидером в тени».

Более того, по мнению Хитнера, возможность сменить несколько руководящих должностей на протяжении долгой карьеры пойдет только на пользу. Находясь рядом с лидером, можно многому научиться, чтобы затем использовать данный опыт для создания блестящей команды. Опыт работы в качестве генерального директора был очень полезен для одного председателя: «Председатель, который никогда не сталкивался со всеми трудностями управления, не лучше вооруженного презентацией PowerPoint и парой шаблонных фраз консультанта, который не представляет, что делать в разгар боя». Поняв, что примером для подражания должны служить не только руководители, но и их окружение, вы сможете взглянуть на лидерство по-другому.