Экономика завтрашнего дня – отражение качества школьного образования сегодня (по материалам ВЭФ)

На сайте Всемирного Экономического Форума опубликованы интересные выводы от сравнения свежего рейтинга развития человеческого капитала (Human Capital Report 2015) и рейтинга развития образования, представленного ОЭСР. На основе этого материала и исходных данных, мы подготовили для вас обзор ключевых мировых тенденций в области образования, а также с интересом посмотрели на ситуацию в России по этим показателям.

Практически одновременно в этом году были выпущены два исследования, отражающие состояние развития человеческого капитала и систем образования в мире:

  • Всемирный экономический форум опубликовал рейтинг развития человеческого капитала (Human Capital Report 2015), а ОЭСР представил новый рейтинг, в котором страны распределены в соответствии с математической и естественнонаучной подготовкой подростков.Рейтинг WEF измеряет показатели развития человеческого капитала в различных возрастных группах (от 15 до 65 лет), включая доступность и качество образования, возможности для повышения квалификации, занятость, а также отдельные навыки и компетенции. Он охватывает 124 страны и имеет 46 показателей. В показатели развития системы образования эксперты ВЭФ включают такие показатели как количество принятых учащихся и их успеваемость на всех этапах образования — от начального до специального и высшего, обучение на рабочем месте, несоответствие квалификации требованиям работодателей.
  • Рейтинг Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — крупнейший среди глобальных рейтингов школ – основан на данных экзаменационных результатов 15-летних подростков, и охватывает треть стран земного шара. По словам авторов исследования, его задача — выяснить, насколько благополучие и экономический рост страны связаны с качеством образования.

Совпадения и различия в этих двух рейтингах могут послужить источником оптимизма для одних стран, равно как и поставить непростые вопросы перед другими. Сравнение и выводы подготовлены экспертом ВЭФ Эндрю Райтом.

Многообещающее будущее для азиатских стран

В соответствии с данными ОЭСР сингапурские школьники знают математику и естественные науки лучше всех в мире, однако сама страна с ее общим человеческим капиталом занимает лишь 24-е место в рейтинге ВЭФ. Южная Корея, третья в образовательном рейтинге, занимает 30-е место в рейтинге человеческого капитала.

В случае с Вьетнамом отличия видны еще сильней: в рейтинге ОЭСР страна вышла в лидеры, заняв 12-е место и обогнав, таким образом, Германию и США, но среди 124 рассмотренных в рейтинге ВЭФ стран Вьетнам не смог подняться выше 59-й позиции.

Причина этого отчасти заключается в тех критериях государственной политики, которые принимаются во внимание в рейтинге человеческого капитала: рейтинг Вьетнама, например, занижен вследствие сравнительной сложности открытия бизнеса в стране. Впрочем, по большей части вопрос напрямую связан с разницей поколений. Возьмем Сингапур — его стремительное развитие на протяжении нескольких последних поколений привело к огромной разнице между возрастными группами: если мы станем рассматривать человеческий капитал только среди людей в возрасте более 65 лет, Сингапур займет 66-е место; если рассмотреть возрастную группу «до 15», Сингапур будет третьим.

Будущее подобных государств, находящихся в образовательном рейтинге ОЭСР выше, чем в рейтинге человеческого капитала ВЭФ, представляется довольно оптимистичным, если правительства этих стран сохранят должный фокус на качестве школьного образования.

Тревожные сигналы для скандинавских стран

Верно и противоположное: государства, у которых в настоящее время нет никаких проблем в сфере человеческого капитала, но в которых наблюдается отставание в математической и естественнонаучной подготовке среди школьников, могут не удержать свое преимущество в будущем.

Сравнение двух индексов позволяет говорить о поводе для беспокойства для трех скандинавских стран. Норвегия, вторая в рейтинге человеческого капитала, занимает лишь 25-е место в мире по математической и естественнонаучной подготовке среди подростков 15 лет; места Швеции — соответственно, 6-е и 35-е, Дании — 7-е и 22-е.

В случае с этими странами возрастная разница в рейтинге человеческого капитала будет с точностью до наоборот отражать тот прогресс, который наблюдался на протяжении последних поколений в Сингапуре: Дания, например, займет 4-е место в мире по человеческому капиталу, если мы станем рассматривать только пенсионеров, и лишь 25-е, если будем брать только школьников. Недавно ОЭСР, в частности, официально обратилась к шведскому правительству с тем, чтобы проанализировать образовательную политику страны в связи с ухудшающимися показателями на протяжении последних лет.

Пятерка лидеров – сегодня и завтра

Несмотря на различия между двумя индексами, пять стран находятся в топ-10 обоих рейтингов: Финляндия, Швейцария, Япония, Нидерланды и Канада.

Особенно выделяется Финляндия, которая значительно превосходит своих скандинавских соседей в математике и естественных науках — 6-е место в рейтинге ОЭСР среди неазиатских стран — и занимает 1-е место в мире по рейтингу человеческого капитала. Помимо прочего, причиной таких высоких показателей являются финские начальные школы, лучшие в мире по качеству образования и имеющие самый низкий процент исключений, а также высокие профессиональные навыки в возрастной группе от 25 до 54 лет. В соответствии с проводимым ВЭФ глобальным опросом бизнес-руководителей «Обзор мнений менеджеров», Финляндия занимает первое место в мире по количеству высококвалифицированных работников.

И хотя сейчас у лиц, ответственных за проведение государственной политики в этих тсранах, нет поводов для беспокойства за текущие или будущие показатели, пример Швеции указывает на то, что останавливаться не стоит. Обратное может быть сказано в отношении стран, находящихся в самом низу рейтинга человеческого капитала (Йемен, Чад и Мавритания) и рейтинга математической и естественнонаучной подготовки (Гана, Южная Африка и Гондурас): разница в развитии между поколениями в Сингапуре показывает, насколько стремительным может быть прогресс.

А что же Россия?

Россия находится на 26 месте в рейтинге развития человеческого капитала, и это относительно хороший результат. Слабые стороны России связаны, в первую очередь, с демографическими факторами: относительно низкой долей населения в трудоспособном возрасте (82 место), относительно высоким уровнем безработицы (52 место), невысоким качество системы образования (73 место), ограниченными возможностями для повышения квалификации на рабочем месте (79 место), а также здоровьем населения (81 место).

В рейтинге ОЭСР наша страна занимает 34 место – по соседству со Швецией, которую эксперты отнесли к группе риска. Получается, если следовать логике авторов статьи, что и так не самое высокое качество развития человеческого капитала в нашей стране сопровождается еще более низким уровнем подготовки школьников (что отражается и в результатах исследования ВЭФ по качеству системы образования в стране). Похожая ситуация наблюдается в США: 17е место в рейтинге развития человеческого капитала ВЭФ – и 29е в рейтинге ОЭСР.

Тенденция хоть и не такая драматичная, как в Скандинавии, но все же негативная, требующая должного внимания со стороны правительства и общества.

Одной из главных причин успеха азиатских стран в развитии школьного образования эксперты ОЭСР считают внимание, уделяемое в этих странах качеству преподавания и необходимости для всех детей (даже самых сложных учеников) иметь доступ к первоклассным учителям.

Возможно, если в России и США государственная политика будет так же сфокусирована на этих аспектах, нашим странам удастся противостоять нарастающей конкуренции «азиатских тигров».

Сравнительный обзор двух исследований на сайте ВЭФ: https://agenda.weforum.org/2015/05/3-key-trends-on-skills-and-education

Полный текст “Human Capital Report 2015”: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Human_Capital_Report_2015.pdf

Рейтинг ОЭСР: http://www.bbc.com/news/business-32608772