Заметка о лидерстве № 21: Простой вопрос всем лидерам: Умеете ли вы говорить «спасибо»?

«Удивительно, чего можно добиться простым спасибо»
Менеджер проектов (Москва)
«Честное и искренне спасибо — больше, чем просто спасибо»
Член рабочей группы (Чикаго)

Проблема

Многие лидеры воспринимают достижения и эффективную работу как должное. Они постоянно забывают благодарить подчиненных за хорошо выполненные задачи, теряя возможность мотивировать их на эффективную работу.

К чему может привести (кажущееся) отсутствие благодарности за хорошую работу:

  • Неудовлетворенность подчиненных: сотрудники, как правило, теряют интерес к работе, когда чувствуют, что лидеры не ценят их достижения.
  • Потеря целеустремленности: зачем выкладываться на работе, если никому нет дела?
  • Снижение эффективности: многие члены команды убеждены, что могли бы работать эффективнее, если бы руководители больше ценили их труд.

Такое разное «спасибо»

За что вы в последний раз говорили «спасибо»?

  • за хорошую работу;
  • за особый вклад в работу команды;
  • за важное и полезное предложение;
  • за ценные личные действия;
  • в качестве простой вежливости;
  • за то, что решение было поставлено под сомнение;
  • за то, что кто-то остался верен себе;
  • за отличную новую идею;
  • за помощь другим членам команды;
  • за предложение нового способа командной работы.

Просмотрите данный список и подумайте о том, насколько вы дружелюбны. За что хотелось бы услышать слова благодарности вам?

Сила «спасибо»

Как заслуженное и своевременное «спасибо» может повлиять на сотрудников?

  • Выражая благодарность сотрудникам, руководитель показывает заинтересованность в их деятельности, а также значимость работы.
  • Поощряя людей за хорошую работу, вы поднимаете свой авторитет. Сотрудники понимают, что вы не только с вниманием относитесь к их работе, но и верите в них.
  • Благодарность облегчает социальное взаимодействие (на работе) и повышает его эффективность.

Правильное «спасибо»

Чтобы повлиять на человека, необходимо правильно выразить свою признательность.

  • Время крайне важно: чем раньше вы поблагодарите сотрудника, тем лучше.
  • «Спасибо» должно иметь конкретный или официальный характер: общие слова благодарности оказывают гораздо меньший эффект. Благодарность должна напрямую относиться к конкретным событиям.
  • Благодарить следует лично: публичная благодарность может воодушевлять, только если она выражена тактично.

Как не следует говорить «спасибо»

Некоторые лидеры не умеют благодарить сотрудников или делают это так, что подчиненные остаются равнодушными или, наоборот, испытывают отрицательные эмоции.
Например,

  • они благодарят слишком часто;
  • они говорят «спасибо» не тем людям;
  • они не подкрепляют благодарность вознаграждением (упражнение «Насколько хорошо вы умеете…»)

А вы совершаете такие ошибки?