Клаудио Наранхо в бизнес-школе СКОЛКОВО

Что скрывается за понятием «новый человек»? Как влияет на внутреннее «я» современная система образования? Что такое глобальный кризис человечества и как его преодолеть? Об этом на лекции в рамках проекта Speakers Nights рассказал знаменитый психотерапевт, один из кандидатов на Нобелевскую премию мира- 2014, автор ряда трудов по гештальт-терапии Клаудио Наранхо.

Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?»
И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», – они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», – и тогда они восклицают: «Какая красота!»

Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”

О глобальном кризисе

Кризис проник во все сферы человеческой деятельности. Политика, экономика, экология, мораль — все находится в упадке. К сожалению, все это дело рук человека. И далеко не всегда люди готовы брать на себя ответственность за содеянное. Как же получилось, что прогрессивное, образованное человечество, которое, казалось бы, контролирует абсолютно все, погрузилось в подобный кризис? Я думаю, что истоки стоит искать в системе образования, которая задает текущий образ жизни.

О новом образовании

Образование должно изменить мир. Сложившаяся система, к большому сожалению, ведет человечество к глобальному духовному кризису. Она подавляет сознание людей с самого детства, забирая пространство для счастья, любви и добродетели, делая все вокруг мрачным и хмурым. Все подчинено определенной схеме, алгоритму и в итоге приводит к тому, что люди ведут себя подобно роботам и принимают решения, исходя исключительно из рациональных доводов, не прислушиваясь к своему внутреннему «я».  Они делают это втайне от самих себя, ведь их так учили с детства, подобные действия доведены до автоматизма.

По моему убеждению, приоритетом в системе образования должно стать обучение не академическим дисциплинам, а тому, как стать хорошим человеком, более добрым и мудрым. Только такие кардинальные изменения в системе способны преобразовать общество. Что для этого стоит сделать? Заинтересовать в достаточной степени преподавателей и учителей. Они, к сожалению, подвержены предрассудкам, что должны лишь учить детей, но они должны и учиться у них. Только перестроив сознание целых поколений, человечество получит шанс.

О пути развития патриархального общества

Путь, по которому сейчас идет общество, мы не сможем изменить по щелчку пальцев. Столь огромный мир с сотнями культур, укладами, порядками и сложностями требует много времени и сил. Все несколько осложнено тем, что мало кто хочет меняться, мало кто видит кризис вокруг себя и чувствует необходимость изменений.

Раньше существовало общество, в котором царил патриархат. У женщины не было ничего. Все затмевалось духом охотника и воина, в результате сформировалось патриархальное сознание, перестроить которое достаточно сложно. В патриархате человек отдает предпочтение левой части мозга, которая направлена на обработку информации, аналитику и разработку стратегических решений. Правое полушарие, отвечающее за эмоции и творчество, как правило, подавлено левым. Человек с прогрессивной левой частью мозга и увядающей правой не может развиваться равномерно. Его ждет однобокий прогресс. Только полноценное развитие приведет к прогрессу как отдельно взятого человека, так и всего общества в целом. При этом важно понимать, что развитие – это не прямая лестница в небо, это спираль, которая уходит за горизонт.

Человечество – это своего рода гусеницы, у которых есть потенциал развиться в бабочек. Но большинство из нас даже не подозревает о существовании бабочек. Обучаясь и развивая интеллект, мы не должны забывать о том, что любовь важнее осознания собственного разума и изучения академических предметов.

Саморазвитие – тренд будущего

Люди, переживающие экстремальный духовный опыт, не только развиваются, но и чаще делают успешным свой бизнес. Они, как правило, обладают развитой интуицией и осознают, что, следуя рациональной логике, мы становимся слепыми к вещам, которые должны быть очевидны.

Большинство из нас находится в некоем сером облаке, где нет места интуитивному восприятию. Все хотят достичь успеха и получить результат, но иногда нужно включить автопилот и довериться интуиции. Порой отсутствие цели и направления необходимо, чтобы что-то переварить и воспринять более глубокую информацию. В начале своего развития мы не осознаем своего несчастья, но когда вступаем в контакт с самим собой, нам становится хуже. В бизнесе это особенно болезненно, все время хочется расти. Иногда сложно принять факт, что нужно отказаться от чего-то, чтобы вырасти в другом плане. Но боль – это фактор жизни, она идет рука об руку с мудростью.

В буддизме страдание является первой благородной истиной – жизнь неотделима от страдания. Поэтому важно осознавать, что все наши нужды никогда не будут удовлетворены.

В чем отличие недоразвитой личности от полноценной?

Личность на пути к перевоплощению потребляет много пищи. Ей необходимы признание, забота и любовь. Когда мы не получаем пищу, мы страдаем, ведь кажется, что именно мы достойны и именно мы должны получить ее, а не кто-то другой. В начале своей жизни так себя ведут дети. Они потребляют, ничего не давая взамен. Но и очень много взрослых ведут себя как нарциссы, которые пытаются вырасти, делая других менее значимыми. Главная загвоздка состоит в том, что в подобном сценарии мы сами оказываемся в таком же «маленьком» и «незначительном» мире, вместо того, чтобы сделать его большим и интересным для всех.

Многие взрослые делают сознательный выбор и остаются жить в этом крохотном мире. Их желание исключительно получать преобладает над другими потребностями. Они мало что видят вокруг и крайне заточены на материальные ценности. Незрелая личность – это автомат, который приспособился к условиям и действует строго по инструкции. Цветущая же личность стремится отдавать любовь и расти. Она свободна и открыта вдохновению. Признание ценности индивидуальности других делает ее свободной. Это главное отличие.

Самопознание

Если ваша цель – саморазвитие, то первое, что вам нужно предпринять на этом пути –  покончить с проблемами своего сознания. Многие психологические травмы являются плодами моральных потрясений в детстве. Зачастую в этом виноваты наши родители. Ненароком обидев ребенка, они даже не подозревают, насколько сильно могли повлиять на его будущее.

Взрослый человек должен суметь отбросить былые обиды, простить своих родителей, осознать их положение, постараться понять причины их поступков. Болезненная память – якорь на пути к развитию своей личности. Прощение лечит порой даже самые глубокие травмы, но его нельзя объяснить и добиться механически.

Существует множество стратегий и методов самопознания, но все они начинаются с прощения. Каждый из нас сам выбирает путь, который приведет его к совершенству. Главное — не надо насильно ускорять этот процесс. Все само получится. Иногда стоит плыть по течению, ведь все мы изначально внутри хорошие. Мы заболели потому, что общество изначально больно. Можно сказать, что все мы заблудившиеся Будды, которые забыли про свою внутреннюю природу. Избавившись от болезни, мы придем к добродетели. Помните, путь «туда» гораздо проще пути «обратно».

 

Биография.

Клаудио Наранхо

Идеолог образовательной реформы и новых подходов в работе с детьми и преподавателями. Специалист интегративной психологии и создатель уникальной авторской программы работы с личностью SAT.

Родился в Чили в 1932 году Научно-исследовательская деятельность:

• Гарвардский университет (исследовательский грант по Программе Фулбрайта в области человеческих ценностей)

• Центр исследований личности под руководством Дэвида МакКлелланда, автора знаменитой теории мотивации, исходящей из потребностей власти, успеха или причастности

• Иллинойсский университет и Институт тестирования личности и способностей IPAT (партнер Рэймонда Кэттелла, создателя 16- факторного личностного опросника как метода профессиональной оценки соискателей и управления талантами)

• Калифорнийский университет в Беркли (до сих пор читает лекции в качестве приглашенного профессора)

• Стэнфордский университет и Стэнфордский исследовательский институт, для которого в 1968 году Клаудио Наранхо провел первое в своем роде исследование возможностей интеграции психотерапевтических методик и духовных практик

• С 1971 года – момента создания Программы SAT – ездит по всему миру с лекциями и семинарами, а также выступает в качестве консультанта на высшем уровне по вопросам образования и возможных путей решения глобальных проблем развития человечества.