Куда пойдем?

Выставка

Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России
ГМИИ имени Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков
С 22 сентября по 1 декабря

Когда писатель Оскар Уайльд отправлялся в тюрьму за предосудительные связи, в руках его была книга в желтой обложке. На следующий день одна из газет вместо «желтая книга» (a yellow book) написала «Желтая книга» (the yellow book) и создала скандальную репутацию одноименному журналу, который издавал художник Обри Бердслей. Еще знаменитый график нарисовал иллюстрации к «Саломее» Уайльда. Ничего больше про их отношения неизвестно, но из России – а организаторы выставки подчеркивают именно этот угол зрения – они кажутся едва ли не родственниками. И Пушкинский музей уверенно сводит их в одном зале, показывая гравюры Бердслея, книжки с автографами Уайльда, личные фотографии и вещи обоих, тот самый журнал The Yellow book  и произведения русских художников Серебряного века, которые вдохновлялись работами британского коллеги.

Балет

Реквием
Хореограф Борис Эйфман
Большой театр, Новая сцена
29 сентября-1 октября

requiem1

Хореограф Борис Эйфман везет из Петербурга в Москву свой балет «Реквием»,  на деле состоящий из двух заупокойных месс – последнего произведения Моцарта и поэмы Ахматовой. Жанр у обоих вроде один, а настроение диаметрально противоположное: венский классик верил в спасение души, а потому был вполне оптимистичен, чего не скажешь о русской поэтессе, которая сокрушалась тяжелой своей судьбой. Чтобы объединить оба произведения, хореографу пришлось пойти на хитрость: «Реквием» Ахматовой стоит отдельным актом и исполняется под куда более близкую ему по духу Камерную симфонию Шостаковича.

Театр

Фестиваль “Территория”
Москва, Театр Наций
C 1 по 14 октября

территория

В Москву едет балет “iTMOi”, посвященный Игорю Стравинскому и его “Весне священной”.Британский хореограф бенгальского происхождения Акрам Хан уже приезжал на «Территорию» два года назад со спектаклем «Вертикальная дорога» про необходимость остановиться и задуматься о вечном. Теперь Хан, который профессионально танцует индийские танцы, ищет точки соприкосновения между славянским язычеством и восточной мифологией, доказывая, что корни у всех людей общие. Мастер социального театра, немец Томас Остермайер, тоже находит параллели, но не в прошлом человечества, а в современности. Пьесу Ибсена «Враг народа» – про врача, который пытается обнародовать правду о нечистотах, которые сливаются в воды санатория, – он превратил в спектакль-диспут. И постановка одинаково актуально смотрится в любой точке цивилизованного мира.

Кино

Два дня, одна ночь
Режиссеры: Жан-Пьер и Люк Дарденны
В ролях: Марион Котийяр, Фабрицио Ронджоне
В кинотеатрах с 9 октября

 2дня

Обитательница французской глубинки Сандра только что вылечилась от депрессии и готова вернуться на работу, тем более что заработка мужа на оплату двухэтажного дома не хватает. Но за время ее болезни работодатель – хозяин небольшой фабрики – понял, что без Сандры вполне можно обойтись, и предложил остальным сотрудникам альтернативу – оставить девушку или получить премию в 1000 евро каждому. У Сандры есть один уикэнд, чтобы обойти полтора десятка человек и убедить их отказаться ради нее от денег.

Бельгийские мэтры братья Дарденны большие мастера поднимать вопросы жизни и смерти в абсолютно будничной обстановке: к плотнику приходит стажер, который пять лет назад во время ограбления убил его маленького сына, молодой воришка хочет избавиться от новорожденного сына, нелегальная мигрантка заключает с наркоманом брак про расчету в надежде, что он умрет от передозировки, а он вдруг решает завязать. В новом фильме Дарденны достигают того же накала страстей, разрабатывая ситуацию критическую, но не смертельно опасную. Отчего возникает ощущение, что не стоит эта работа таких унижений и страданий. А с другой стороны, сколько ваших коллег согласилось бы ради вас отказаться от денег?