Коуч для бизнеса

10 октября на кампусе бизнес-школы СКОЛКОВО пройдет HR-Коллоквиум. Это совместный проект с Центром исследований развития лидерства бизнес-школы ESMT European School of Management and Technology (Берлин, ФРГ).

Константин Коротов, PhD – профессор и директор Центра исследований развития лидерства в
Европейской школе менеджмента и технологий в Берлине, Германия. В сферу его исследовательских
интересов входят развитие лидерства, подготовка руководителей, развитие карьеры и коучинг руководителей.
Он преподает на программах подготовки руководителей EMBA и MBA по всему миру.

HR директора-клиенты корпоративных программ бизнес-школы все чаще наблюдают усиление роли коучинга для развития бизнеса. Эта тема стала вдвойне актуальной в ситуации замедления экономического роста.

На HR-коллоквиуме соберутся вице-президенты по организационному развитию и HR-директора ведущих российских компаний, чтобы поговорить о том, какие задачи можно решать с помощью коучинга, в каких случаях лучше использовать внутренних, а в каких – внешних коучей, какова роль HR-лидера в процессе организации коучинга в своей компании. Ведущим мероприятия будет Константин Коротов из Европейской школы менеджмента и технологий (ESMT). Ниже мы приводим отрывки из его статьи из журнала Training and Development Methods (Vol 27, N3, 2013)  о том, почему HR директора прибегают к услугам коучинга.

За закрытыми дверями коуч-сессии: вопросы, из-за которых коучу не спится по ночам Привлекательность коучинга

Коучинг руководителей приобрел статус легитимного инструмента по развитию персонала, за который компании платят немалые деньги. Более того, приглашение на коучинговую программу часто служит сигналом для сотрудника о том, что его ценят в организации и что организация готова вложиться в его карьерный рост.

В классической книге 2000 года «Коучинг руководителей. Развиваем управленческую мудрость в мире хаоса» (Developing Managerial Wisdom in a World of Chaos. American Psychological Association, Washington DC, с. 67-67) Ричард Килберг определяет коучинг так: «[a] использование отношений, установленных между клиентом, имеющим авторитет руководителя и ответственное положение в организации, и консультантом, использующим разнообразные поведенческие техники и методы в помощь клиенту, для работы над согласованным набором целей по повышению профессиональных результатов и личной удовлетворенности, а впоследствии и эффективности организации клиента, в рамках формально закрепленного договора на коучинг».

В приведенном выше определении важно, что коучинг имеет отношение и к «профессиональным результатам», и к «личной удовлетворенности» человека, который его проходит. Взаимодействие между этими компонентами приобретает все большее значение в сегодняшнем деловом мире, где бизнес уже не укладывается в рамки рабочих часов и офисных зданий и где профессиональная и личная сторона жизни влияют друг на друга.

Некоторые организации признают это и особенно полагаются на коучинг как на способ поддержать необходимое развитие. Многие руководители отмечают, что относительно короткие (хотя и, как правило, многочисленные) сессии с коучем оказываются гораздо ценнее, чем другие программы развития. И когда пробуешь четко описать, что оказалось самым ценным для прошедшего коучинг руководителя, уже не удивляешься, услышав о самоанализе, лучшем понимании себя и исследовании имеющихся в жизни возможностей (включая возможности в работе).

Анализ опыта коучей со всего мира

Чтобы лучше понять конкретные темы и мотивы, которые возникают в процессе коучинга и обсуждение которых оказывается особенно ценным и продуктивным для его участников, мы начали собирать и анализировать кейсы специалистов по коучингу руководителей со всего мира.

Мы учредили в Европейской школе менеджмента и технологий (ESMT) ежегодное мероприятие для ведущих мировых коучей под названием «Коллоквиум по коучингу» (ESMT Coaching Colloquium).

В отличие от других профильных мероприятий и конференций, на нашем коучи представляют разные случаи из своей практики, чтобы получить отзывы и критику коллег (информация о клиенте и его компании не разглашается). Из кейсов видно, какая задача стояла перед коучем во время работы над проблемой руководителя. Также мы просим участников дать письменную рецензию на один или два кейса, предоставленных коллегами.

Темы, которые обычно поднимают на коуч-сессиях

Ниже переведен список тем, выявленных при анализе кейсов, предоставленных на наши коллоквиумы.

  • Осознание собственных карьерных амбиций и управление ими. Эта тема часто находит отражение в вопросах, которые проходящий коучинг человек задает сам себе и хочет исследовать подробнее: «Надо ли мне идти вперед, остаться на месте, пойти другой дорогой? Понимаю ли я трудности, с которыми придется столкнуться, если я пойду дальше? Готов ли я принять цену, которую придется за это заплатить?
  • Отношение к соблазнам. Для тех, кто хочет двигаться вперед, тема часто принимает следующий оборот: «Стоит ли ухватиться за следующую возможность? Надо ли хранить верность компании (боссу)? Готов ли я ждать новой возможности здесь? И действительно ли готов двигаться дальше?»
  • Развитие психологической устойчивости. Эта тема связана с вопросом: «Могу ли я справиться со всем происходящим  и не сойти с ума?» При том объеме плохих новостей, с которыми постоянно сталкиваются компании в наши дни, руководителям кажется, что они занимаются исключительно тушением пожаров. В результате у них возникает ощущение, что контроль над ходом событий в компании утрачен.
  • Умение справляться с разочарованиями и неудачными периодами. Эта тема тесно сопряжена с предыдущей, хотя в этом случае неприятности связаны с собственными показателями, самореализацией, верой в свои силы и мотивацией. Обычно руководитель задается вопросом: «Получается ли у меня?» Иногда этот вопрос превращается в другой: «Стоит ли двигаться дальше? Может, я уже проиграл?».
  • Вопросы о собственных личностных качествах. Перед современным руководителям часто встают дилеммы, которые вынуждают делать трудный выбор или настаивать на непопулярным решении. Поэтому люди, проходящие коучинг, часто задаются вопросом, насколько их представление о себе соответствует этим действиям. Например, руководитель, которому необходимо сократить штат или перевести производство в другую страну, осознает, что все это может навредить другим людям. В таком случае он спрашивает себя: «Тот ли я, кем себя считаю? Приличный ли я человек? Смогу ли жить с последствиями моих решений?»
  • Понимание личных взаимоотношений, складывающихся в организации. По мере того, как менеджеры продвигаются выше по корпоративной лестнице, они часто начинают замечать, что для достижения результатов, получения признания и прогрессирования, недостаточно хорошо делать свою работу. Иногда это открытие может быть довольно-таки драматичным, особенно если этот сотрудник всегда старался держаться подальше от интриг. Чтобы осознать тонкости человеческого поведения и взаимодействия, требуется усилие. Порой, даже признавая важность взаимоотношений в организации, руководитель может сопротивляться необходимости понять свою роль в этом процессе. Здесь могут возникнуть такие вопросы: «Разве недостаточно просто быть профессионалом? Разве правда надо обращать внимание на все эти эмоции?»
  • Решение проблем в профессиональных взаимоотношениях. Порой эта тема сводится к более специфическим вопросам взаимоотношений с конкретными людьми, окружающими руководителя. Вопрос может быть очень узким: «Могу ли я справиться с боссом / значимым коллегой / важным подчиненным?»
  • Жизнь вне работы. То, что раньше было темой баланса между работой и жизнью, превращается в более широкую тему жизни человека, в которой работа занимает важнейшее место. Например, вопрос карьерных амбиций нельзя отделить от ожиданий по поводу будущего, которые есть у членов семьи. Трудные решения – тема, о которой много лет спустя могут спросить дети (да и само решение иметь или не иметь детей может быть связано с выбором в ситуации соблазна или с психологической устойчивостью). Кроме того, даже такие вопросы как «Тот ли человек со мной рядом? Останется ли он/она со мной?» сейчас часто задают на коуч-сессиях.
  • Избавление от страха отстать от жизни. Эта тема связана с подготовкой преемников и, в более широком смысле, с наследием. Очень часто современные руководители чувствуют, что им не хватает времени и энергии, чтобы успевать за развитием знаний в своей сфере – и это представляет собой проблему: они не могут быть уверены в своем профессиональном будущем. Руководителям часто приходят на ум вот такие вопросы: «Зачем готовить преемника, если мое будущее не ясно? Почему я должен делиться знаниями? Могу я признать, что мне нужна помощь подчиненных? Могу я учиться у более молодых людей?»
  • Полет мечты. Последняя, но не менее важная тема – возможность радикальных перемен в жизни. Часто она сводится к вопросу: «Как вы думаете, смог бы я все бросить и начать что-нибудь новое?» Здесь имеются в виду фантазии о том, чтобы начать собственный бизнес, изменить страну проживания, вернуться в университет и получить диплом в совершенно новой сфере или о еще каких-то крупных переменах в жизни.

Это неполный список. Перемены в организационной, общественной и личной жизни приносят новые факторы, которые влияют на то, что Килберг в приведенном выше определении назвал «личной удовлетворенностью».

Представляется, что работа с коучем обеспечивает подходящую обстановку для исследования этих вопросов, и, хотелось бы надеяться, их решения таким образом, чтобы получить лучшие профессиональные результаты и большую удовлетворенность.

Однако перед организациями встает задача принять тот факт, что крупные суммы за коучинг – хорошее вложение. Если же он принят, следующий шаг – убедиться, что коучи, работающие с руководителями, готовы стать для них подходящими партнерами на пути самоанализа, открытий и экспериментов.

Приглашем всех, кто интересуется темой коучинга, на HR-Коллоквиум СКОЛКОВО-ESMT «Актуальные проблемы коучинга в российской HR-практике».

Узнать больше о мероприятии и условиях участия в нем >>